Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как и зачем рассказывать о своих недостатках на собеседовании

Представьте, что вы на собеседовании. Оно проходит прекрасно: беседа складывается отлично, взаимопонимание с интервьюером налажено, вы уже четко представляете перед собой предложение о работе, и тут слышите следующий вопрос: «Расскажите о своих недостатках».

Это один из самых сложных вопросов – вишенка на торте, по которой работодатель пытается понять, стоит ли вас брать на работу. И в результате этой «проверки» большинство кандидатов вылетает из конкурса. Оно и понятно: тема не самая приятная, и тут легко начать нервничать и в итоге ляпнуть какую-нибудь глупость.

Секрет в том, чтобы понимать, для чего этот вопрос задают и как правильно построить ответ. Сначала давайте попытаемся понять, зачем об этом вообще спрашивают.

Это шанс улучшить мнение работодателя о вас, а не наоборот

Причина №1: компания хочет нанять сознательного человека, который анализирует свои ошибки и знает себя достаточно хорошо. Это признаки профессионала, адекватно оценивающего себя и свои способности. Такой человек понимает свои слабые стороны и либо работает над их усилением, либо старается их обходить, опираясь на свои сильные качества.

Причина №2: работодатели хотят понимать, не будете ли вы серьезным риском для компании в будущем. Это «проверка на дурака», чтобы исключить какие-то фатальные проблемы, которые могут помешать трудоустройству.

Причина №3: если кандидат во всем идеален, это выглядит лучше интервьюера. Это, как правило, не вызывает симпатии. Возникает подозрение в фальши и лицемерии, либо в том, что кандидат слишком высокого о себе мнения.

Поэтому, как ни парадоксально, необходимость рассказать о своих недостатках – это прекрасная возможность показать, что вы живой, сознательный человек, который работает над собой, а потому будет хорошей частью команды.

Это шанс улучшить мнение работодателя о вас, а не наоборот.

Я предлагаю вам 7 советов, которые помогут правильно подготовиться к ответу на этот вопрос. В результате вы будете чувствовать себя более уверенно, и это повысит шансы на положительный исход беседы.

При выборе недостатка желательно сфокусироваться на ваших навыках, а не на чертах характера

Совет №1: говорите о настоящем недостатке. Часто люди выбирают какой-то несерьезный недостаток, а иногда и вовсе такой, который в процессе ответа на вопрос удается выставить как достоинство.

Самые частые примеры – это перфекционизм и трудоголизм. Такой ответ звучит фальшиво. Человек, заявляющий о своем перфекционизме на собеседовании, выглядит хвастуном. Это снижает доверие работодателя и шансы на трудоустройство.

При выборе недостатка желательно сфокусироваться на ваших навыках, а не на чертах характера – их вы вряд ли сможете поменять, а однозначно определить их как «плохие» или «хорошие» тоже нельзя.

Избегайте «общих» характеристик: умение работать в команде, соблюдать дедлайны, выполнять обещанное. Они ничего не говорят о вас.

Совет №2: выберите недостаток, не имеющий прямого отношения к должности, на которую вы собеседуетесь.

Если вы проходите конкурс на позицию менеджера по организации мероприятий, не стоит упоминать, что вы интроверт и с трудом находите контакт с людьми (в таком случае стоит задуматься, правильно ли вы выбрали профессию), а если вы устраиваетесь на работу аналитиком, не стоит жаловаться на отсутствие навыков в Excel или на трудности с обработкой большого объема цифр и данных.

Опишите контекст, в котором проявляется недостаток

Совет №3: говорите о том, что актуально сейчас, а не является историей из университетских времен.

Если недостаток уже проработан, такой ответ будет, по сути, попыткой уйти от настоящего ответа. Если же вы зрелый специалист и со времен университета с вашим недостатком еще не разобрались, это вызовет сомнения в вашей осознанности и готовности работать над собой.

Совет №4: опишите контекст, в котором проявляется недостаток. Например, если вы на собеседовании скажете: «Я не очень дружелюбен», собеседник решит, что это ваша постоянная характеристика в жизни.

Но если вы введете контекст, в котором это происходит, то станет понятно, что это не «диагноз», а ваша контекстуальная особенность – качество, проявляющееся лишь в определенных обстоятельствах.

Контекст может быть таким: «Когда я работаю в условиях сжатых сроков над несколькими проектами одновременно и сомневаюсь в своей способности закончить работу вовремя, я нервничаю и бываю неприветлив с окружающими».

Это заставит ваш недостаток казаться не таким значительным – в силу ограничения обстоятельств, в которых он проявляется.

Поясняйте, как именно этот недостаток мешает в работе

Совет №5: объясняйте, почему недостаток проявляется. В примере с недружелюбием во время стресса понятна подоплека: человеком движет рабочая мотивация. Он сфокусирован на задаче, и у него нет ресурсов, чтобы жонглировать одновременно и вежливостью, и логикой, диктующей в данный момент фокус на благе компании.

Подобные объяснения помогают работодателю лучше понять вашу мотивацию и сгладить сам недостаток, показав, что за вашими действиями стоят лучшие побуждения.

Совет №6: поясняйте, как именно этот недостаток мешает в работе. Ваш пример должен быть актуален для собеседника.

Пример объяснения может звучать так: «Я понимаю, как мое поведение может влиять на работу команды. Люди иногда обижаются на меня, думают, что что-то неправильно сделали или обидели меня, и потому я с ними резок».

Такое объяснение покажет работодателю, что вы понимаете последствия ваших действий и ответственно к ним относитесь.

Компании интересны вы «нынешний», а не вы «прошлый»

Совет №7: расскажите, как вы работаете над своим недостатком.

На этом этапе кандидата ждет психологическая ловушка. Тема довольно щепетильная, и может появиться соблазн заверить работодателя, что проблема преодолена и от злополучного недостатка вы уже избавились.

Но таким образом вы не ответите на поставленный вопрос – если недостатка больше нет, зачем о нем рассказывать? Компании интересны вы «нынешний», а не вы «прошлый».

Рассказав честно, что вы осознаете свой недостаток, но работаете над ним, вы покажете стремление быть лучшей версией себя. А пример конкретных действий, которые вы предпринимаете, поможет оценить ваши аналитические способности и спрогнозировать поведение при возможных трудностях на работе.

Например, вы тот, кто обходит острые углы и избегает проблем, или тот, кто работает с проблемой в лоб и стремится развить в себе нужное качество во что бы то ни стало?

Вы можете сказать: «Когда наступает дедлайн, я закрываюсь у себя в кабинете и стараюсь не входить в контакт с окружающими людьми, потому что понимаю, что у меня нет ресурсов быть открытым и дружелюбным, как того ждут коллеги» или «Я учусь лучше планировать проекты, чтобы не попадать в такие ситуации».

Чем честнее и профессиональнее будет пример, тем лучшее впечатление вы произведете на работодателя.

Как и зачем рассказывать о своих недостатках на собеседовании
 
Как перестать бояться этого вопроса?

Вопрос о недостатках – это возможность рассказать о том, как вы работаете над собой, проявить себя сознательным человеком, умеющим использовать обратную связь себе во благо.

Если же компания сделает негативные выводы на основании того, что вы честно рассказали о своих недостатках, тут возможны два варианта.

Это либо свидетельствует о том, что ваш недостаток действительно очень серьезный и что он в будущем помешает вашей работе в этой компании. И в этом случае остается только радоваться, что вы о нем поговорили с самого начала и поняли, что друг другу не подходите.

Или, возможно, у работодателя неадекватные ожидания от кандидатов на тему их «безгрешности», он не стремится узнать и понять вас, а хочет найти «идеального» кандидата, которого просто не существует. Это можно считать положительным исходом общения в первую очередь для вас – честность предотвратила сложности, которые у вас бы обязательно возникли в этой компании.

Ольга Лермонтова

Источник

409


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95