Масштабное наступление на финансовом фронте электронных кошельков, финтех-сервисов, блокчейн-технологий банкиры смогли остановить оригинальным способом — взяв их наработки на вооружение или создав совместные проекты. Новые альянсы меняют не только ландшафт национальной платежной системы, но и потребительские привычки.
Научно-технический прогресс меняет бизнес-модели банков. «Джинн технологий» вырвался на свободу в финансовой сфере после Второй мировой войны, когда появились банковские карты. Затем пришел звездный час международных платежных систем. Очередной виток эволюции случился в 1967 году: в Лондоне установили первый банкомат. В 90-е годы началась эра интернет- и мобайл-банкинга, в результате которой в 2008 году в Детройте появился первый онлайн-банк Ally. В следующем году технология блокчейн «открыла дорогу» биткоину. Дерзкий новичок, бросивший вызов миру фиатных денег, устроил нашествие криптовалют. В 2014 году крупные банки начали инвестиции в создание искусственного интеллекта и роботов, отвечающих за работу с клиентами. 2015-й запомнился модой на биометрическую аутентификацию (распознавание клиентов по голосу, отпечатку пальцев, зрачку, рисунку вен на руке и т.д.).
Сейчас мы наблюдаем победную поступь финтех-компаний. Традиционные банки в ответ сворачивают региональные сети (каждый пятый банк в РФ в ближайшие 2-3 года планирует сократить количество офисов) и начали контрнаступление в Интернете. Перемены особенно заметны в сфере Р2Р- (между физлицами) и P2G-платежей (между гражданами и государственными органами).
По мнению экспертов, у наступления финтех-проектов есть несколько причин. После появления Интернета выросло поколение людей, для которых скорость, простота и онлайн-доступ стали ключевыми факторами при выборе поставщика и способа оплаты. Смартфоны ускорили трансформацию платежных платформ. В Китае, к примеру, основной расчетной площадкой граждан являются не банки, а платежный сервис Alipay. В Кении платформа для микрофинансирования M-Pesa фактически заменила собой национальную банковскую систему. Кроме этого, обострилась конкуренция. Если ранее банки соревновались за клиента между собой, то сейчас появились онлайн-банки и сервисы-пришельцы из других секторов экономики. Например, онлайн-ритейлер выпустил для расчетов свою виртуальную валюту Amazon Coins, а сервис для клиентов такси Uber стал крупнейшим эквайером для счетов малого бизнеса, обогнав крупнейшие американские банки.
Сегодня перед всеми банками стоит дилемма: или меняться, оцифровывая услуги для клиентов, или уходить с рынка. Это понимают банкиры-участники открывающегося форума в Санкт-Петербурге. В его Деловой программе запланирован ряд мероприятий на эту тему. Особый интерес, на наш взгляд, представляют сессии «Банк или экосистема: кто кого переживет?» и «Развитие экосистем финансовой индустрии. Как технологии меняют рынок?».
Очевидно, что ноу-хау и дальше будут менять бизнес банков. В течение трех лет, скорее всего, весь розничный сегмент перейдет в цифровой формат взаимодействия, считает зампред ЦБ Василий Поздышев. Из-за digital-революции также пострадает карточный бизнес банков и платежных систем. По прогнозу EY, в перспективе наибольшее распространение финтех-продукты получат в сфере платежей и переводов.
Сергей Артемов