Гнев — одно из самых сильных человеческих чувств. Под его воздействием мы перестаем контролировать себя, делаем и говорим то, о чем потом сожалеем. Научиться правильно выражать чувства и находить компромиссы поможет эмоциональный интеллект.
Никто не любит конфронтаций, но от них никуда не деться, такова жизнь. Приходится самоутверждаться, отстаивать границы и потребности, принимать тот факт, что другие поступают так же.
Можно выражать досаду и отчаяние ужасным образом, способов миллион. Но если нужен результат, лучше включить эмоциональный интеллект.
Роль гнева
Гнев — как прямой, так и непрямой или пассивный — несет важную информацию и он же отталкивает людей. Мы хотим, чтобы нас услышали, но, если замешан гнев, получаем обратный результат. Агрессия в любой форме создает препятствия для эмоционально разумного общения.
Многие склонны думать, что пассивно-агрессивное общение в целом неплохая штука, но это не так. К сожалению, прибегая к подобным приемам, люди действуют себе же в ущерб. Во французском языке есть отличное определение пассивной агрессии: sous-entendu, что означает «подтекст». Мы произносим фразу, которая звучит вполне невинно, но на самом деле в ней скрыт злой умысел. Если мы стремимся к честному содержательному диалогу и взаимопониманию, нужна другая стратегия.
Как выглядит пассивная агрессия? По сути, это скрытый укол. Этим особенно славится Twitter. Когда модель Крисси Тейген отправилась на романтический ужин с мужем Джоном Леджендом вскоре после рождения ребенка, фолловеры тут же обозвали ее плохой мамой. Некоторые твиты были явно агрессивными, а некоторые — пассивно-агрессивными, как этот:
«Никогда не собиралась бросать свою дочь, я ее люблю, но это мое дело» — вот она, пассивная агрессия!
Исследование подтверждает, что враждебный стиль общения всегда отталкивает. Агрессивны вы или пассивно-агрессивны? реакция людей будет негативной. Им некомфортно, они не понимают, в чем дело, и хотят держаться от этого подальше.
Но гнев можно выразить, не разрушая отношений
В некоторых культурах принята чрезвычайная прямолинейность — возьмем тех же жителей Нью-Йорка. Они привыкли резать правду-матку. Если в вашем окружении люди общаются иначе, такой стиль может показаться резким и грубым.
Другие культуры более уклончивы. Многие воспринимают французский стиль общения как типично пассивно-агрессивный. На юге и среднем западе США корректность предпочитают прямолинейности — люди ведут себя довольно деликатно. Но чем больше в культуре внешней теплоты, тем чаще придется сталкиваться с холодом. Хотя по сути ни один из перечисленных подходов не приводит к желательному конструктиву.
Как справиться с гневом?
Гнев просится наружу, но помним, что агрессивное и пассивно-агрессивное поведение только отталкивает людей. Что делать?
1. Осознать, что происходит на самом деле
Кипите от злости? Постарайтесь остыть. Не спешите выплескивать негодование кому-то в лицо, в сообщении или письме, ничего хорошего не выйдет. Когда мы злимся, разум «украден». Gри высокой активности эмоциональных центров мозга логическое мышление почти не работает. Сбавьте обороты — зрение прояснится, а общение станет эффективным. Подышите, прогуляйтесь, отвлекитесь на смешное кино, помедитируйте, помолитесь, сделайте пару физических упражнений — все, что поможет вернуть самообладание и объективное восприятие.
2. Понять свою эмоцию
Это действительно гнев? Возможно, вы просто расстроены или обижены. Часто кажется, что нас вывел из себя человек или ситуация, но на самом деле мы чувствуем чье-то неприятие, печаль или боль. Сначала поймите, что это за эмоция, а потом решайте, стоит ли общаться.
3. Не перекладывать вину на других
Обвинить человека или ситуацию можно запросто. Мы голодны, устали, переработали, стрессуем, несчастливы в браке, во всем виноват первый встречный, как правило, кто-то из близких. Получается, мы отталкиваем людей, которых любим, это ужасно. Легче не становится — они же не были причиной гнева.
4. Быть любознательным
Фокусируясь на причинах гнева, печали или разочарования, мы фокусируемся на себе. Негативные эмоции делают нас эгоцентристами. В нашей жизни никому нет места, потому что мы слишком замкнуты на свою точку зрения. То, что происходит с другими людьми, не рассматривается. Будет полезно развить в себе любознательность. Интересоваться, почему другие поступают определенным образом. Вместо того чтобы конфликтовать, умнее спросить, почему они так делают. Большинство даже не думает строить козни, но многие оскорбляют или злят других по случайности. Возможно, тот, кто вызвал наш гнев, вовсе не хотел причинять нам боль. Прежде чем обвинять, попробуйте понять.
5. Проявлять сочувствие
Когда мы соглашаемся принять чужую точку зрения и спросить «почему?» вместо того, чтобы изобретать наихудшие версии, мы создаем поле для искреннего общения и показываем, что уважаем право другого человека думать, чувствовать и поступать по-своему. Результат — полное понимание и глубокие отношения, основанные на взаимных договоренностях, вежливости, сочувствии и эмпатии. Если обратить на людей агрессию, они будут вынуждены защищаться и тоже ответят гневом. А если прийти с миром, нас, скорее всего, выслушают и изложат свои взгляды.
6. Общаться грамотно
Выражая мнение, используйте слово «я» и говорите о своих чувствах. Но не увлекайтесь, иначе застрянете в эгоцентризме. Просите оппонента высказать, что думает он. Дайте понять, что вам это важно, и вместе обсудите, как достичь компромисса. Спрашивайте, а не обвиняйте.
Что делать, если пассивная агрессия направлена против вас?
Вот несколько способов повлиять на ситуацию.
1. Уличать
Их легко прихватить фразой: «Я правильно понимаю, это была пассивная агрессия?» Пойманные на горячем, они могут поспешно возразить «Ой, ну что вы!» Затем, если захотите, попробуйте разузнать, чем они расстроены. Начните вежливую беседу, чтобы понять, как они себя чувствуют.
2. Игнорировать
Кто-то пытается навязать вам свое враждебное отношение? Вы не обязаны заглатывать наживку.
3. Сочувствовать и прощать
Пассивно-агрессивная или агрессивная личность наверняка раздражена и напряжена. Человеку плохо, он несчастен. Носить столько гнева внутри тяжело. Пожелайте им добра, только не забудьте установить четкие границы в общении.
4. Предлагать поделиться чувствами
Поступая так, мы создаем пространство, где эти люди могут объяснить, что с ними происходит, — это лучше, чем принимать и отражать нападки.