Эта история вдохновляет на то, чтобы продолжать дело даже в экстремальных условиях.
Живой и искренний рассказ предпринимателя, который продолжил идти вперед, несмотря на все препятствия.
Илья Кобозев, редактор 1001
Пару недель назад к нам обратился журналист с просьбой рассказать, как мы пережили кризис 90-х. В заметку в журнале "КоммерсантЪ Деньги" все мои воспоминания не уместились (однако можете почитать их и там среди рассказов других предпринимателей). А я вот, что думаю: на самом деле, когда вспоминаешь о кризисе 1998 года, невольно возникают ассоциации с фильмами о начале Великой Отечественной войны: все жили мирной жизнью и строили планы на будущее. Многие понимали, что мыльный пузырь ГКО должен вот-вот лопнуть и всем мало не покажется, но как-то не верилось, что это действительно произойдет.
У нас с партнером в тот момент была своя юридическая компания. В его основе были услуги по регистрации предприятий и лицензированию. Бизнес был построен по такому принципу: размещаем рекламу в газетах, получаем деньги от клиентов, оказываем услуги, снова платим за новую рекламу, потом за аренду помещения, далее - зарплату сотрудникам, а прибыль … снова вкладываем в рекламу.
Рынок услуг был растущий, поэтому чем больше мы давали рекламы, тем больше у нас появлялось клиентов. Мы не накапливали прибыль и не получали дивиденды, так как все вкладывали в развитие бизнеса, то есть в увеличение рекламы, площади офиса и штата сотрудников. В начале августа 1998 года мы были на подъеме и в нашем бизнесе ничто не предвещало перемен.
Я собирался жениться. Мы с будущей супругой в начале августа 1998 г. подали заявление в ЗАГС и готовились сыграть пышную свадьбу в сентябре. Но тут наступило 17 августа 1998 года. Курс доллара резко подскочил вверх. Началась паника. Все, у кого были деньги, пытались купить доллары или товары, цены на которые еще не выросли в магазинах.
Мы платили за аренду офиса наличными долларами. Арендодатель потребовал аренду вперед под угрозой запретить вход в офис. Курс доллара в пунктах обмена валют повышался несколько раз в день. Получалась такая забавная ситуация: мы выходили из офиса с суммой, достаточной для покупки необходимого количества долларов, а пока стояли в очереди в обменнике, курс менялся и денег опять не хватало. :)
Клиенты тоже страдали от кризиса и неопределённости, поэтому их поток прекратился и почти целый месяц у нас не было ни одного заказа.
Ситуация была устрашающая. Аренду офиса мы оплатили за сентябрь включительно, но денег на рекламу уже не было. Последними деньгами мы выдали сотрудникам зарплату за август и пояснили: больше денег нет ни на рекламу, ни на аренду, ни на зарплату. И мы честно сказали, что не знаем, будут деньги еще когда-то или нет. Мы предложили сотрудникам увольняться, брать неоплачиваемые отпуска или просто приходить на работу в надежде на то, что ситуация как-то исправится. Здесь стоит отметить, что все отнеслись с пониманием к ситуации. Ни один человек не уволился. Все приходили на работу, доделывали старые дела и надеялись на лучшее.
Помог выбраться из тупика счастливый случай. Один из наших клиентов занял пост вице-президента одного Банка по развитию клиентской базы. А одним из популярных способов привлечения клиентов в банк было сотрудничество с регистрационной фирмой, которая по умолчанию открывала всем новым клиентам счета в этом банке.
Мы договорились, что откроем филиал нашей компании в офисе Банка, а всем клиентам, которые будут туда приходить, будем открывать счета в этом Банке. Взамен мы попросили давать в рекламе телефоны двух офисов: филиала в Банке и основного.
Таким образом, в начале сентября вышла наша большая реклама в тогда очень популярной газете «Экстра М». На фоне того, что количество конкурентов, которые смогли себе позволить давать там рекламу после кризиса значительно уменьшилось, количество рекламных клиентов в несколько раз превысило докризисный уровень. Мы быстро накопили собственные деньги на рекламу и снова были, так сказать, на коне.
Но через месяц руководство в Банке сменилось, и вслед за этим поменялась и политика Банка. Ему больше не нужны были новые клиенты, и нас попросили освободить помещение в трехдневный срок.
Мы оперативно нашли помещение поблизости и открыли свой собственный филиал. А уже в феврале 1999 года ткрыли 3-й филиал нашей компании в Москве.
За 1998-1999 г.г. наш бизнес увеличился в 4 раза. И последующие кризисы мы переживали уже без такого экстрима.
А от пышной свадьбы мне пришлось отказаться (из-за неопределённости и отсутствия денег) и сократить количество приглашенных до 8-ми человек. Но это не повлияло на наши с супругой отношения. Мы даже больше сплотились вокруг общей беды.
Источник: Блог Василия Неделько