Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как не бояться смерти?

Страх смерти естественен. Все живые организмы при большой опасности для себя цепляются за жизнь до последнего. Даже если не осознают своей смертности, как люди, они всё равно отчаянно рвутся прочь от угрозы несуществования. Поэтому серьёзно раненая антилопа из последних сил убегает от хищника, а бабочка, случайно залетевшая в окно, способна часами биться о злосчастное стекло, лишь бы выбраться снова на волю.

Этот удивительный по силе инстинкт самосохранения есть, конечно, и у людей. Даже самый депрессивный, далёкий от жизнелюбия человек в опасной ситуации может понять, что ужасно боится смерти и сделает всё, чтобы её избежать. Сомневаюсь, что могу судить по личному опыту. Тут я вспоминаю некоторых героев фильмов ужасов.


Источник: unsplash.com

Но у людей, в отличие от животных, просто следующих инстинкту, всё усложняется осознанием неизбежности своего конца. Мы знаем, что рано или поздно умрём, но спокойно с этим смириться крайне трудно. Нас мучают вопросы: «Всё ли, что хотел(а) сделать, я успею к моменту своей кончины?», «А умирать – это больно?», «Что будет дальше? Неужели ничего?». И ещё больший страх – потерять своих близких.

Так как же примириться с печальным, но естественным порядком вещей? Расскажу о том, как разные философии могут помочь бесстрашно смотреть в лицо смерти.

Жизнь после жизни для религиозных людей

В мире существует множество религий. Но все они смогли прийти, можно сказать, к единому ответу в вопросе о том, что будет с человеком после смерти. Это не конец, а продолжение жизни другого рода или начало чего-то совершенно нового.

Христиане верят, что после смерти души праведников войдут в Царствие Небесное. Пребывание там настолько лучше земной жизни, что её суета и наслаждения – просто ничто по сравнению с наградой, уготованной благочестивым на небесах. Препреподобный Серафим Саровский даже сказал: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями».

Более того, по христианской мысли, земное существование и всё с ним связанное – это временное, преходящее, неистинное, а настоящая жизнь начинается в потустороннем мире. Так, Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ныне живем мы в этом мире, как дитя в утробе, терпя стеснение и не будучи в состоянии видеть блеск и свободу грядущего века; когда же наступит время рождения и настоящая жизнь всех воспринятых ею людей изведет на день суда, тогда недоношенные существа из мрака перейдут в мрак и из скорби в тягчайшую скорбь, а совершенные и сохранившие черты Царского образа предстанут Царю и вступят в то служение, которым служат Богу все Ангелы и Архангелы». Поэтому иногда о последователях христианского учения говорят как о тех, кто даже ждёт своей смерти (некоторые критики христианства язвительно называли его «религией смерти»).

В исламе считается, что смерть – это завершение испытаний и искушений. После неё мусульманин переходит в барзах – существование в период между смертью и воскрешением, которое произойдёт после Конца Света. В Последний День Аллах соберёт к себе всех людей и будет судить их по земным делам. После того праведные, преодолевшие испытания соблазнами и вершившие добро, попадут в рай, а грешные, не выдержавшие искушений и творившие зло, – в ад.

Но наказание неправедных отнюдь не отсрочивается ожиданием Судного Дня. Последователи ислама верят, что до него грешник будет претерпевать мучения в могиле, в то время как для праведника «могила расширяется в длину и в ширину семьдесят на семьдесят локтей и освещается», по словам Пророка Мухаммеда. «Он уснет как молодожен, которого никто не разбудит, кроме самого любимого в его семье, и он спит до того времени, пока Аллах не воскресит его с его ложа», - сказано в Коране.

Талмуд, сборник еврейских устных законов и традиций, учит, что после смерти душа оказывается на суде, где её оценивают по поступкам, после чего Бог и определяет для неё место в новой жизни. Душа либо попадает в Олам ХаБа, что означает «Грядущий мир», либо подвергается наказанию в Геенне. Последнее можно было бы условно назвать адом. Но, в отличие от него (в христианстве и мусульманстве), в Геенну душа попадает не для вечных мук, а для духовного очищения. Однако самые нечестивые будут сожжены и отправлены в небытие.

Идея реинкарнации также присутствует в иудаизме, хотя она не настолько широко принята, как в других религиозных традициях. Данная концепция известна как Гилгул Нешамот. Она гласит, что душа умершего может возродиться в новом теле, дабы завершить незаконченные дела или исправить прошлые ошибки.

Хотя чаще мы слышим о вере индусов и буддистов в переселение душ. После смерти, согласно их учениям, человек не останется собой, как в других рассмотренных нами религиях. У него будет иное воплощение, притом, возможно, не человеческий облик.

В индуизме выбор «приемника» зависит от чистоты кармы. Это своего рода энергетика, исходящая от души. Чем больше дурных поступков совершает человек, тем больше портится его карма. Результатом греховной жизни для индуса может стать переселение его души в больного человека, животное или растение. А праведник возродится в здоровом и красивом теле. Но это только первый этап загробной жизни в концепции индуизма. Потом человеческая душа по делам своим попадает в рай или в ад.

Буддисты же верят, что цикл перерождений не завершится до тех пор, пока человек не встанет на путь праведной, аскетичной жизни и не достигнет Нирваны. (Вероятно, это вовсе нельзя описать словами, но я бы разъяснила данное понятие как «полное спокойствие души»). Если же он ведёт неправедную жизнь, то его душа, прежде чем переродиться, подвергается мукам бога смерти.

Что ж, можно сделать вывод, что самое страшное для верующего – это быть грешником, не соблюдать законы и заповеди своей религии. Только такой человек испытывает панический страх перед смертью, потому что знает о неотвратимости своего наказания.

Путь духовного самосовершенствования – вот главный способ борьбы со страхом смерти для религиозного человека. Ведь праведная жизнь совсем не предполагает этой боязни. Потому что благочестивого после смерти ждёт лучший мир и высокая награда.

Если мыслить в таком ключе, то с уходом родных следует смиряться, как и с возможностью своей кончины. Смерть близкого означает не окончательную его потерю, а просто долгую разлуку с ним. Верующему человеку нужно только молиться о том, чтобы душа родственника пришла именно к тому мирному пристанищу, где обитают праведники, и самому стремиться туда своими помыслами и делами.

Невыносимая лёгкость небытия для нерелигиозных людей

Нерелигиозных людей в современном мире достаточно много, и им тоже нужно как-то себя успокаивать, чтобы не бояться смерти. Общаясь на эту тему со своими знакомыми, смотрящими на идею существования Творца и потустороннего мира с разной степенью критицизма, я услышала три точки зрения.

Люди, склоняющиеся к вере в Бога, но не определившиеся со своей религиозной принадлежностью, говорили о том, что жизнь после смерти, скорее всего, есть. Но иной мир – это не рай и ад, а просто новая форма (или локация?) бытия души человека. И Господь на небесах вовсе не христианский, не мусульманский… Вообще, возможно, что ни одна религия не права в своих представлениях о Боге.

Некоторые собеседники, сомневающиеся в существовании Бога или неверующие, раскрывали передо мной более сложные представления о посмертии. Они говорили о том, что после кончины на земле останется их энергия, которая вольётся в деятельность продолжающей жизнь природы. Об этом, кстати, писал И. Гёте: «Пусть человек верит в бессмертие, у него есть право на эту веру, она свойственна его природе, и религия его в ней поддерживает… Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия действительности. Поскольку я действую неустанно до самого своего конца, природа обязана предоставить мне иную форму существования, ежели нынешней не удержать дальше моего духа».

Проще говоря, вероятно, эта энергия будет жить в растущем дереве или другом развивающимся организме, а может, будет витать в мироздании и употребляться на то, что ещё живо, что нуждается в ней.

Убеждённые атеисты чаще всего утверждали, что после смерти не будет ничего. Она – конец всего. Когда на секунду задумываешься, что так действительно может быть, сердце охватывает безысходность. Жизнь человека кажется бессмысленной со всеми его стремлениями, знаниями, чувствами, раз после смерти он останется лишь прахом. Лично мне трудно представить, как с подобными взглядами не бояться смерти, не горевать безутешно, сознавая, что близких, уходящих из жизни, ты теряешь навсегда.

Хотя, тут мне вспоминается небольшой отрывок диалога в фильме М. Ханеке «Любовь», в некоторой мере забавный:

- Что бы ты сказал, если бы никто не пришел на твои похороны?

- Ничего, по всей вероятности.

Вероятно, людей, отрицающих любую форму жизни после смерти, может утешить не то, что они попадут в некий непознаваемый, смутно представляемый иной мир, и не то, что они останутся на земле энергией, приносящей пользу природе, мирозданию, а то, что после своей кончины они больше ничего не подумают, не почувствуют, не будут знать о своей смерти. Перед глубоким равнодушием человеческого праха ко всему страх смерти, пожалуй, смешон.

О смерти… которая не имеет к нам отношения

Какими бы ни были аргументы против боязни смерти, они не всегда помогают. И религиозные люди, и пришедшие к иному мировоззрению, даже найдя все нужные философские обоснования для борьбы со страхом, могут почувствовать большую тревогу при размышлении о конце жизни.

Но, знаете, недавно я нашла, по моему мнению, достаточно неплохое «лекарство» от подобных печальных мыслей. Стоит только прочитать высказывание древнегреческого философа Эпикура: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых, так как для одних она сама не существует, а другие для неё сами не существуют».

Осмыслив данные слова, смерть как явление видишь уже иначе. Оказывается, она не имеет к нам отношения. Действительно, Вы не поймёте, что умерли, когда из Вас уйдёт жизнь. Для этого осознания необходимо функционирование мыслей в Вашей «старой оболочке», но с приходом смерти оно невозможно.

А после произойдёт «смена кадра». У Вашей души начнётся новая жизнь в ином мире, в другом теле, в форме энергии. Или ничего не будет, но Вы того не поймёте, находясь в глубоком безразличии ко всему. Думаю, стоит верить в такой исход, мысль о котором лучше всего изгоняет страх из Вашего сердца.

Анна Румянцева

102


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95