Казалось бы, всем все известно. Вот эти люди, которым на старте официальных продаж дают в руки лучшие билеты раньше всех. Вот эти сайты, где потом такие билеты перепродают втридорога. Вот эти зрители, которым поход на премьеру становится не по карману, и вот эти театры, у которых всегда стоят перекупщики. Но почему-то вскрыть этот порочный механизм никому никак не удается. Хотя перекупщиков всегда хают, а руководители столичных театров даже создали рабочую группу при федеральном Министерстве культуры, где разрабатывают способы блокировать их деятельность.
— На самом деле руководство практически любого театра радуется, если у него появляются перекупщики, — объясняет «Вечерней Москве» Игорь Петрунин, который с 1999 по 2014 год работал начальником рекламно-издательского отдела Малого театра. — Когда такие проблемы возникают, всем только хорошо. Во-первых, это реклама театра, признание того, что театр работает успешно, его спектакли пользуются спросом. А во-вторых, решается проблема реализации билетов — а с этим у многих театров сейчас имеются большие проблемы.
Выходит, что перекупщики создают театру репутацию вроде бы успешного. Такого мнения придерживается и директор Московского театра драмы и комедии на Таганке Ирина Апексимова:
— У нас, к сожалению, пока нет такой проблемы, — говорит она. — Наличие перекупщиков говорит об интересе к вашему продукту. Я бы мечтала, чтобы у нас возникла такая проблема! А так билеты выкупают наши партнеры. Это две большие разницы, как говорят в Одессе.
У столичных театралов на слуху инцидент в кассе МХТ им. А. П. Чехова 6 мая, когда охрана пропустила в кассу неизвестных людей в обход очереди. Можно ли назвать этих мускулистых «гостей» театра «партнерами»? Вряд ли. Тогда в чем же дело?
Многие участники билетного рынка склоняются к тому, что театры не такие уж и жертвы в истории с перекупщиками. Коррупция есть во всех сферах нашей жизни. В том числе и в ведомстве Мельпомены.
— Не могу сказать, на каком уровне идет нарушение, — рассуждает гендиректор билетного оператора Ticketland Виталий Виноградов. — Достаточно часто сотрудники театров имеют некую схему действий, возможно, полулегальных... Вот пример: театр может продать билеты на ползала корпоративному клиенту по законному контракту. Дальше эти билеты могут появиться на сайте перекупщиков, но по бухгалтерии театра это будет идти как продажа корпоративному клиенту. Могут быть распространители билетов, которые за свою работу получают комиссию: они, конечно, не приходят прямо в кассу, но имеют возможность взять свои билеты. Это тоже реальная схема. Где проходит грань между нарушением закона и его соблюдением, сказать трудно.
Худрук «Модерна» Юрий Грымов расценивает случай в кассе МХТ им. А. П. Чехова как «мелкую коррумпированную историю, в которой совершенно не обязательно участие руководства театра». А Игорь Петрунин в своих предположениях идет дальше.
— Все это делается на уровне кассиров, — говорит он. — Наверняка был какой-то знакомый кассир, которому позвонили, попросили… Администрация театра, как правило, остается не в курсе таких договоренностей. Свой процент могли получить и охранники — за сопровождение в обход кассы. Да и сами перекупщики — это часто бывшие работники театра, свои люди, которые отлично знают его закулисную жизнь. «С улицы» в этот бизнес обычно не приходят.
В Театре Наций официальные цены на билеты на премьеры доходили до 20 тысяч рублей.
— Самые высокие цены на ряд билетов в партере на спектакли «Рассказы Шукшина», «Иванов» и «Аудиенция» — 15 тысяч рублей, — поясняет директор Театра Наций Мария Ревякина. — Вызвано это тем, что заняты в них ведущие актеры, известные, прекрасные, талантливые. Перекупщики пытаются, купив билеты, перепродать их в два, в три, а то и в четыре раза дороже. То есть мы вынуждены идти на повышение своих цен.
Безысходность? Отчасти да. Ведь государственный театр несет ответственность перед налогоплательщиками за доступность своего искусства.
— Государственные театры не имеют права допускать безумия в официальных ценах на свои билеты, так как часть затрат на постановку окупает государственный бюджет, — подчеркивает Юрий Грымов. — То есть некий предел цен должен быть. У нас в театре есть соответствующее распоряжение. Скажу больше: у каждого гостеатра есть социальная нагрузка, по которой билеты выделяются малоимущим и городским бюджетным организациям.
— Мы ждем принятия закона, по которому театр не будет возвращать деньги за сданные билеты (кроме случаев замены или отмены спектакля), — разъясняет директор Театра им. Евг. Вахтангова, член рабочей группы при Министерстве культуры Кирилл Крок. — Также будет разрешено досудебное блокирование сайтов перекупщиков.
Впрочем, уверенности, что закон решит проблему, нет.
— Принятие закона, запрещающего перепродавать билеты на нелегальных сайтах, усложнит жизнь перекупщиков, — считает Виталий Виноградов. — Но они от этого никуда не денутся! Объявления о продаже пользующихся спросом билетов все равно будут появляться, как тараканы.
Анна Бояринова