Мой путь реализации в обществе начался в недалёкие 2010-е, после окончания института. С должности универсального сотрудника в маленьком глянцевом городском журнале. Интересный факт – иногда он был матовым.
За более чем десять лет мне довелось продавать растения в оранжерее, писать статьи в Интернет-журнал, варить кофе на песке в ТЦ и открыть кальянную. Хотя последнее сделала не совсем я, а мои знакомые ребята.
Но именно об их печальном опыте стоит узнать многим, кто действительно хочет окунуться в мир бизнеса.
Предпринимательство. Источник: unsplash.com
Начало. Откуда берутся «не лишние» деньги
С 2016 года в России активно развивалась кальянная индустрия. Клиентский спрос на паровые коктейли рос с геометрической прогрессией. Поэтому много молодых людей засматривались на полупустую нишу рынка. И вхождение в нее казалось простым и не затратным.
В декабре 2017 года Алексей и Артур решили открыть лаундж-бар в региональном городе. Их общий бюджет составлял 170 тыс. рублей. Алексей работал год кальянным мастером и более-менее представлял, как должен выглядеть этот бизнес. Артур был его гостем и хотел открыть «что-то своё». Обоим по 20 лет.
Сумма 170 тыс. рублей была добыта путём продажи своих машин и общего займа в размере 100 тыс. рублей. Помимо этого, у Алексея были в распоряжении 6 кальянов б/у, а у Артура – звуковая аппаратура.
Бюджет и его распределение
Аренда обошлась новоиспечённым бизнесменам в 60 тыс. рублей. Владельцы коммерческих помещений берут сразу за первый и последний месяцы работы. Ребята рассчитывали на оплату за 30 дней, то есть в два раза меньше. Но не хотели терять 100 кв.м на первой линии с просторной парковкой и круглосуточным продуктовым магазином. Дополнительным стимулом стали «каникулы» в 20 дней – время для обустройства, предоставляемое до начала арендного срока.
Вытяжка и её установка – 30 тыс. рублей. Для кальянной очень важно иметь воздуховод, поглощающий дым. Алексей обратился к знакомому монтажнику. Он сделал простенькую вентиляционную систему, которая хоть и не в полной мере, но справлялась со своей задачей.
Мебель и освещение «съели» ещё 25 тыс. рублей. Парни сами сколотили 12 диванов, 6 столиков к ним, барную стойку и рабочую зону кальянщика. Сделали их из поддонов по 100 рублей за штуку и ДСП на 7 тыс. рублей. Дороже обошлись чехлы и поролон для подушек – 600 рублей на диван. Остальное ушло на светодиодную ленту и проводку. Люстры смастерили из кусков вытяжки.
Закуп товара составил сумму в 45 тыс. рублей. Добрали 4 кальяна, мелочёвку для работы мастера и табак.
Последние 10 тыс. рублей ушли на открытие ИП, баннер на вход и аванс сотруднику. Так как сфера вызывала любопытство у молодёжи, многие студенты были готовы работать в ней чуть ли не за еду. Поэтому зарплата составляла 5 тыс. рублей. Вторым кальянщиком стал Алексей.
Открытие и первый доход
Неписаный закон гласит: «любое развлекательное заведение, открытое в конце декабря, даст хорошую прибыль». Потому что Новый год и 10 дней отпуска сводят людей с ума и заставляют тратить деньги, как в последний раз. Главное – чтобы о тебе хоть как-то узнали.
Артур завёл аккаунты в соцсетях и «подогревал» постами интерес будущих гостей. Алексей переманивал клиентов со своего места работы. Для маленького города не проблема – быстро разнести весть о том, что скоро появится новый лаундж-бар.
28 декабря 2017 года открылась кальянная «Блэк Смок». И принесла 150 тыс. рублей за месяц. Большая часть которых ушли на раздачу долгов и аренду за февраль.
Снижение дохода до нуля
Белые стены, полупустое пространство и звуки русского рэпа оттолкнули состоятельных гостей. Не было никаких дополнительных товаров, кроме чая. И постоянными клиентами стали орущие компании молодняка, занимающие много места. Они приносили алкоголь с собой и оставляли 500 рублей за весь вечер.
Алексей не обращал внимание на обстановку и просто делал своё дело. Для Артура более важную роль играла вторая работа, которая обеспечивала ему средства на существование. Деньги за первый месяц ушли на частичное погашение долга, а в развитие ничего не вложили.
За февраль ребята получили по 15 тыс. рублей на человека. Март вселил небольшую надежду, увеличив доход до 25 тыс. рублей каждому. Но в апреле он составил 0 рублей 00 копеек.
Уход в минус
Май окончательно подкосил предпринимателей. Они не внесли арендную плату за него. В прошлый месяц договорились с владельцем помещения списать их предоплату по договору.
Закупаться не на что. Повис долг перед арендодателем. Не оплачен до конца и старый заём – 50 тыс. рублей. В ту же антикопилку добавилась и з/п для сотрудника. Как сказали бы гости кальянной, ситуация – патовая.
Артуру пришла мысль о закрытии заведения. Но Алексей с ней не хотел соглашаться. И предложил Артуру отдать свою долю другому человеку за покрытие их долгов. Мне.
Смена одного владельца и анализ убытков
Став новым партнером, я уже имела статус ИП и 350 тыс. рублей. Покрыла долги ребят. И вместе с Алексеем мы выделили ключевые недостатки, которые надо устранить в первую очередь:
- узкий ассортимент товара и услуг,
- неудобная мебель и неправильное её расположение,
- отсутствие зонирования,
- устаревший кальянный парк,
- нет выделяющего от остальных конкурентов интерьера,
- сотрудники без профессиональных навыков,
- напрягающая атмосфера и ужасная музыка.
Для исправления провальных пунктов требовались как и вложения, так и изнурительный труд. «Каникул» в этот раз никто не предоставил.
Вложение средств в ремонт и интерьер
1 июня 2018 года новый состав владельцев начал менять обстановку по ночам, а иногда и прямо перед гостями, не закрывая кальянную:
- покраска стен – 3500 рублей,
- новое название и разработка логотипа – 2000 рублей,
- входная группа баннеров и постеры внутри – 9000 рублей,
- семь диванов – 60000 рублей,
- шесть столов – 6000 рублей,
- стеллажи б/у, разделяющие помещение на отделения – 12000 рублей,
- отделка барной стойки кирпичной плиткой – 6000 рублей,
- создание игровой зоны с двумя PS4 и дисками к ним – 63000 рублей,
- настольные игры – 3000 рублей,
- элементы декора – 3000 рублей,
- холодильник б\у – 7000 рублей,
- вешалки для одежды – 3600 рублей,
- шторы на окна и чехлы на диваны из паллетов – 34000 рублей,
- граффити со скидкой 50% – 30000 рублей,
- смена освещения – 6000 рублей,
- закупки – 50000 рублей.
Первоначальное вхождение в долю без учёта покрытия долга составило 300 тыс. рублей.
Ребрендинг заведения
От старого «Блэк Смока» остались диваны и барка. Паллетную мебель полностью перетянули бежевой тканью до неузнаваемости. Ещё полгода в работе иногда использовали кальяны Алексея.
За два месяца удалось лаконично преобразовать холодное безлюдное пространство в заведение с домашним комфортом в красно-бежевом цвете. Название выбрали соответствующее – «Квартира».
Гости с интересом наблюдали за происходящими переменами. Это вылилось в дополнительную рекламу под слоганом «В Квартире всегда идёт ремонт». Стоит отметить, что он так и продолжается уже 5 лет, не давая посетителям возможности приесться местом.
Мало того, что во время ребрендинга появились новые постоянники, прошлые завсегдатаи начали относиться к месту с уважением. Нахлынул поток девушек-инстаграмщиц, выкладывающих заманчивые посты о посещении кальянной. В связи с этим пришлось взять на работу администраторов.
Открытие в новом формате и доход за первый месяц
8 августа 2018 года – дата официального старта работы лаундж-бара. В зале была фулл-посадка с ожиданием освободившегося столика. И для этого хватило фаер-шоу, ведущего, игристого и шариков.
За всё – 13 тыс. рублей. Заработано 27 тыс. рублей.
День рождения дал отличный рекламный толчок к приходу новых гостей. В первый месяц чистый доход составил 200 тыс. рублей. Самый большой в январе – 400 тыс. рублей.
Итого
К 2023 году заведение пережило трудности в пандемию благодаря заранее собранной «подушке безопасности» в 300 тыс. рублей. И продолжает свою работу. Сейчас «Квартира» оценивается в 1,5 млн. рублей без учёта арендной платы.
Важно понимать, что развлекательное место должно отличаться от остальных и иметь свою изюминку. Поэтому основное внимание уделяется как грамотным мастерам, так и интерьеру. Нельзя экономить на зарплате, обстановке и дизайнере, если не доверяете собственному вкусу.
При этом стоит стараться находить наиболее выгодные ценники. И трезво подходить к вопросу, что нужно, а без чего придётся обойтись. В 2023 году в регионе невозможно открыть лаундж-место за 520 тыс. рублей. Эту сумму стоит сразу умножить на два. И добавить налогообложение.
А вы пробовали открывать свое заведение? Получилось?
Любовь Азарнова