Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как правильно критиковать

Критика это не умение вовремя сказать гадость, а целое искусство, призванное что-то улучшить или усовершенствовать. Как донести свою мысль, не обидеть человека и при этом добиться результата, мы расскажем в этой статье.

Что такое критика? Это детальный разбор полетов. Критика нам нужна для того, чтобы улучшить имеющийся проект, отношения и другие нужные в быту, личной жизни или на работе вещи. Казалось бы, критика должна быть во благо. У нас же хорошие намерения — сделать как лучше, однако зачастую критика выходит нам боком. Обиды, недопонимание — обычное дело. Люди склонны считать, что критика, направленная в их адрес, всегда несправедлива. Поэтому критиковать нужно всегда только по делу. Но имейте в виду, что даже в этом случае она может восприниматься болезненно. В науке конфликтологии есть целый раздел «Критика». Едкая критика разрушила не одни отношения. Чтобы с вами этого не произошло, не поленитесь прочитать наши советы.

Правила конструктивной критики

1. Главное отличие конструктивной критики от обычной — не просто указание на промахи, а с прицелом на то, как исправить имеющиеся ошибки и не допустить их в дальнейшем. Имейте в виду, что обвинение — это не только юридический термин, но и часть критики. В конструктивной же критике они просто недопустимы. Помните о трех китах грамотной критики — позитив, конструктив и результат.

2. Сформулируйте свои мысли, используя местоимение «я» вместо «ты». «Я-сообщения» — это излюбленный прием психологов (от этого не менее актуальный). Итак, вместо того чтобы сказать: «Ты завалил проект», скажите: «Я считаю, ты не справился с проектом». Чувствуете разницу? Положа руку на сердце, от этого проект не оказался менее провальным, но оппоненту гораздо легче это принять, что очень важно.

3. Не обобщайте, даже если вы помните университетский курс высшей математики вкупе с курсом логики. Не стоит выражаться следующим образом: «Вы никогда не доводите дело до конца». Обсуждайте конкретную ситуацию: «В этот раз проект оказался не доведенным до конца». Дома это правило также работает.

4. Думайте о результате. Чего вы хотите добиться? Если вам нужно, чтобы отчет был написан к завтрашнему утру — это одно, а если вы хотите, чтобы человек систематически делал красочные и высокотехнологичные презентации — это другое. Исходите из долгосрочных целей и планов. Часто хорошие отношения — залог отлично выполненной работы. Но фамильярность здесь ни при чем. Перед тем как критиковать, задайте себе следующие вопросы (необязательно вслух): «Я хочу обидеть человека?», «Я хочу добиться справедливости или результата?», «Я хочу поупражняться в остроумии или хочу просто выразить свою мысль?».

5. Не сравнивайте собеседника с другими людьми. Фраза «А Петя делает лучше, а Коля зарабатывает больше и уже стал большим начальником» — залог того, что человек, которого вы критикуете, заработает кучу комплексов.

Как правильно критиковать подчиненных?

Не родились еще такие сотрудники, которых не нужно было бы критиковать. Но чтобы критиковать приходилось как можно реже, следуйте нашим советам.

1. Похвалите. Как известно, доброе слово и кошке приятно. Эта поговорка в офисе тоже работает. Вот только коллеги не всегда такие милые, как котята из вашей френд-ленты. Прежде чем критиковать, обязательно похвалите. Ученые доказали, что на каждый пункт критики, должно быть два пункта похвалы. Пример: «Спасибо, что подготовили пресс-релиз вовремя. Вы проделали большую работу и собрали качественный материал. Да, это рекламный материал, но, может быть, сделаем его более живым?». Итак, ваши медоточивые речи достигли своей цели, ваш подчиненный или коллега, ничего не подозревает, расслаблен и готов к диалогу. Переходите сразу ко второму пункту.

2. После похвалы важно не сказать «но», хотя оно так и просится. Это частица перечеркивает весь хвалебный эффект ваших фраз. Так, если вы говорите «отличный проект, но вот бюджет на него требуется такой, что мы не потянем». Подчиненный в этом случае будет слышать только то, что проект не подходит. Имейте это в виду и заменяйте «но» на «и», «а», «хотя». «Однако» — это то же, что «но», поэтому нам не подходит.

3. Бизнес-коучи считают, что самая лучшая критика — это вопрос. Когда вы похвалили, спросите, можно ли было сделать что-то по-другому. «Если у вас было бы больше времени на этот отчет, что бы вы в нем изменили?». «Мне очень нравится 1, 10, 18 пункты вашей презентации. А по вашему мнению, какой самый удачный пункт? А неудачный?». Вызовите подчиненного на диалог, так вы узнаете его мнение. Эффективно и довольно просто!

4. Оперируйте конкретными фактами. Если хвалите, найдите парочку реальных достижений и хвалите их, а не восторгайтесь проектом вообще. Правило работает и в другую сторону. Ругаете — ругайте отдельные вещи, а не «ужасный проект, все переделать, и вообще, набрали дураков по объявлению». Поменьше лирики, побольше дела. Хотите увидеть результат, укажите на вещи, требующие доработки. Ваши подчиненные не телепаты, намеки в таком деле не нужны. И не забывайте про запрет на употребление слов «всегда», «никогда».

5. Не переходите на личности. Пусть критике подвергаются проекты, презентации, отчеты, макеты, а вот сам подчиненный должен оставаться неприкосновенным. У вас же действительно нет к нему никаких претензий?

6. Не переходите на крик. Этим вы показываете свое бессилие. Доброжелательность и готовность вместе исправить возможные промахи в работе делают из вас хорошего руководителя, а не просто руководителя-критикана. Излишняя эмоциональность сведет на нет все ваши усилия. Следите за своим тоном и интонациями. Нейтральные слова, сказанные раздраженным тоном, перестают быть нейтральными. Замечания выражайте в максимально корректной форме.

7. Несмотря на ошибки и промахи, на которые вы указали, полезно подчеркнуть свою уверенность в том, что в следующий раз работа будет выполнена на совесть и ваш подчиненный справится. «Заранее спасибо за хорошую работу», — фраза, которая должна прописаться в вашем лексиконе, если вы хотите получать качественную работу, выполненную аккуратно и в срок. «Я считаю вас добросовестным сотрудником и жду от вас хороших результатов. Вы справитесь». Это действительно важно — верить не только в свои силы, но и в возможности подчиненных.

8. Ваши замечания не должны носить негативный характер. Сравните две фразы: «Почему ты не пришел на совещание вовремя?» и «Мне хочется, чтобы ты не опаздывал на важные мероприятия, так как я не могу начать обсуждать серьезные вещи». Первая фраза заставляет сразу перейти в оборонительную позицию и начать оправдываться («Я опоздал, потому что…»). Вторая объясняет, почему важно приходить вовремя, и в следующий раз сотрудник приложит все усилия, чтобы не опоздать, несмотря на обстоятельства. Во второй фразе есть сообщение о ваших ожиданиях на будущее, а разве не этого вы добивались?

9. Привычка публично отчитывать взрослого человека (впрочем, как и ребенка), а ваш подчиненный именно взрослый человек, ни к чему хорошему не приведет. Массовка в виде коллег хороша во время бизнес-ланча, а в важном процессе под названием «критика» лучше действовать с глазу на глаз. Вы и критикуемый в приватной обстановке (подойдет ваш личный кабинет) и без свидетелей сконцентрируетесь на недочетах и сможете, не привлекая к себе лишнего внимания, обсудить все важные моменты.

10. Войдите в положение другого человека. «Я понимаю, как тяжело вам дался этот макет», «Я уверена, вы приложили много сил и времени, чтобы закончить его». Чувствуете, как с языка хочет сорваться частичка «но»? См. пункт 2. Подумайте вместе, как и в какой срок можно исправить ошибки. Всегда отмечайте пусть маленькие, но достижения. Приятнее и намного легче критиковать «головокружение от успехов», чем систематические недочеты в работе.

Фото: Legion-Media.ru

1052


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95