Газеты и журналы не зря называли секундными стрелками истории. Сейчас, конечно, их заменил интернет и счет идет уже на миллисекунды, но раньше всё так и было. Хочешь узнать лучше эпоху – отправляйся в архив и читай прессу. Я продолжаю исправно листать подшивки знаменитого советского сатирического журнала «Крокодил». Уже были публикации о хрущевской оттепели и брежневском застое, пришла пора выяснить: как острили при Иосифе Сталине?
Иллюстрации (здесь и далее): «Крокодил» за 1937 год.
С этой целью я раздобыл «Крокодил» за 1937-й и 1953 годы. 37-й – один из самых черных лет в истории России. Ну а в 53-м Иосифа Виссарионовича не стало. Надо заметить, что в сатирическом журнале его имя не так уж часто звучало. В 37-м куда чаще поминали Троцкого, врага всего прогрессивного человечества, которого в СССР тогда ставили в один ряд с Адольфом. Однако напряженность того времени хорошо чувствуется.
Неожиданно часто в «Крокодиле» критиковали архитекторов и строителей.
Подшивку за 1937 год оказалось очень интересно читать. Даже удивился, как хорошо тогда люди помнили царские времена. А потом понял, что для них это было, как 90-е для сорокалетних сегодня. Помнили и роскошный Елисеевский магазин, и полные прилавки. Собственно, первый январский номер за 1937-й год и начинался со статьи, в которой автор писал, мол, у нас многого сейчас нет по объективным причинам (и всё, конечно, появится потом), но почему так плохо с сервисом? Разве у нас дефицит улыбок и манер?
Если честно, в 37-м в «Крокодиле» не столько шутили, сколько обличали. Читатели жаловались, журнал это публиковал, а потом сообщал результаты: этих уволили, того арестовали. Попасть под критику в журнале в то время – врагу не пожелаешь. Например, читаю я, что Борис Шумяцкий мало фильмов снял для советского зрителя, неуд ему.
Дай, думаю, проверю, как сложилась судьба дальше. Так и есть: руководителя советского кинематографа, при котором сняли «Чапаева» и «Веселых ребят», уволили, обвинили в шпионаже и расстреляли. А он, к слову, мечтал создать советский Голливуд и настаивал на необходимости закупки американской киноаппаратуры.
В плане смеха сталинский «Крокодил» не порадовал. Очень мало ярких карикатур, сплошная пропаганда, шутки мрачные – будто для любителей черного юмора. Из фельетонов было понятно, насколько тяжело жилось тогда при тотальном дефиците. Но люди были рады уже и тому, что в стране воцарились какая-никакая стабильность и порядок, провозглашено уважение к человеку труда и впереди светлое будущее. Несмотря на постоянную критику гитлеровского режима, мало кто подозревал, что мирных дней осталось ох как немного…
Подобные якобы забавные письма в редакцию журнала приходили регулярно. Никто не удивлялся, время было такое.
Я читал «Крокодил» самых разных десятилетий и всегда в нём писали про очереди в общественный транспорт и давку. 30-е - не исключение.
А как вам такое меню? Граммовка прям пугает.
Подхалимов много критиковали, но что-то мне подсказывает, что таких типчиков было столько, потому что их подход работал.
А вот тут, если честно, можно провести параллель с сегодняшним днем, когда наша медицинская система трещит по швам от нагрузки.
Но есть и хорошие новости...
Это – единственная карикатура в подборке не из 37-го, а из 1953 года. Тогда «Крокодил» был уже похож на привычный и любимый сатирический журнал с шутками на разные темы. В том числе и об отношениях.