Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как создаются мифы

Об экспозиции в историческом музее

В Государственном Историческом  музее   ровно год тому назад проходила  интересная выставка. Настолько интересная, что стоит пожалеть о том, что была она лишь временной  и в положенный  срок закрылась.  Экспозиция  заслуживала того, чтобы  не просто занять в музее постоянное место, но и перманентно  дополняться, развиваться, следуя ходу  Истории и веяниям времени.

Выставка  называлась  «Мифы о любимом  вожде»». Любимый  вождь — это Ленин  и выставка  совершенно  естественно  заняла   залы  бывшего музея  его имени, в  который  когда-то  в обязательном порядке  водили пионеров-комсомольцев, но в котором, как утверждают  ветераны  Исторического, ни разу  не побывал никто из   партийных деятелей  высокого ранга.

В начале  90-х   им,  ветеранам музея, пришлось, буквально  рискуя собой, защищать  исторические реликвии от  вандализма -  волны войны с памятниками  врывались в музейные  стены.

Самоотверженность музейщиков  проистекала не из преданности идеям  ленинизма, а из  долга перед историей  - хранить  свидетельства ее шагов, из убеждения : «народ  должен знать»...  И ради этого «знать»  стоит беречь, хранить, годами дожидаться момента, когда  станет возможным  вытащить  из запасников на  свет божий  тысячи  реликвий, до поры, до времени  тщательно скрываемых, недоступных  для  публики.

И вот  тут возникает вопрос, которому, собственно, и посвящена  была выставка  - знать.

Что?

В чем  заключается зерно  истины, определяющей  судьбу  страны, народа?.. 

Ответ на этот вопрос  диктует вывод, к  которому   подводит  концепция  экспозиции: интерпретация  фактов истории  постепенно   подвергалась   эволюции,  превращались   в мифы, и мифы внедрялись в общественное сознание, уже  как факты истории.

В. И. Ленин и И. В. Сталин

Вот всем известное идиллическое фото - Ленин и Сталин на  лавочке в  Горках. Вот монументальное полотно  художника  Бродского, посвященное  конгрессу Коминтерна, на котором  запечатлены — нет, изображены!  -  сотни три деятелей  коммунистического движения, собравшиеся  для обсуждения  планов  мировой революции. («Изображены» - потому что присутствие  на картине многих из них есть не просто плод разыгравшегося  воображения   живописца, а жестко  продиктованный ему  социальный заказ.)

И многочисленные  плакаты 20-30-40-начала 50-х  годов,  посвященные  Ленину-Сталину...

Легковесный современный термин «пиар»  тут не  подходит, наполнение  жизненного пространства  символикой  советского строя, прославлением  его вождей — это  не реклама товара  или шлягера. Это продуманная, целенаправленная  акция, утверждающая общественный строй, которому необходим культ  личности  вождя.

Миф о  нем - всевидящем, всезнающем, вездесущем  воплощался в разных формах.  Некоторые  экспонаты  выставки  трогали сердце  своей  искренней  наивностью -  подарки  вождям, их портреты из перышек, из  табачных листьев...  другие вызывали  чисто обывательское любопытство - «Ах,  вот  она знаменитая ленинская  кепка! Она, оказывается, не так  проста  - с клапанчиком и пупкой!» Считалось, что этот  атрибут  облика  вождя пролетариата  подчеркивает  его близость  к народу... 

Или маршальский мундир  Сталина — весь какой-то помятый, простенький, не сравнить с  помпезными  мундирами  грядущих  госдеятелей!

И неминуемый венец  жизненного пути всякого  сущего (все-таки и вожди  не бессмертны!) -  посмертные маски  Ленина  и Сталина.  Первая, снятая  скульптором Меркуровым  трагически-спокойная, вторая  - с  печатью страдания... (Вспомнилось, что сотрудница  отдела скульптуры Третьяковки, где  в запасниках  прячется  от глаз людских целая  галерея  посмертных масок  людей известных, достойных  памяти и  деятелей   ныне полузабытых, говорила,  что посмертные маски не передают буквально черты  лица усопшего, они  обычно подвергаются ретуши. Но почему же  маску  Сталина, снятую  Манизером  не подретушировали, чтобы  придать  образу  величия?..)

Мифы, как становилось ясно  после  экскурсии  по восьми  залам  музея, имеют тенденцию эволюционировать, формируясь согласно требованиям  времени,   силами  умелых мифотворцев. 

Р. В. Иванов-Разумник

Куратор выставки  глубокий  знаток  предмета и самоотверженный  хранитель  исторических  ценностей Т. Г. Колоскова,  сопровождавшая по залам  музея  журналистскую группу,  цитировала известного литератора 20-30-х годов  Иванова-Разумника: «...  Чем  был   в жизни  Ленин  - все равно. История  будет жить  легендой о Ленине» 

Вот и мы, «внучата  Ильича»,  жили легендами  в течение многих лет. Теперь живем  по-другому и пытаемся  анализировать  другие легенды... 

Таков, наверное, вечный  ход   жизни общества.

Экспозиция  в  Историческом  побуждала  думать  и стремиться  лучше понимать  мир, в котором нам суждено  жить, который мы  создаем, который  создает  нас.

633


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95