Мы все привыкли, что есть «технари» и «гуманитарии» и это вроде как природа. Но учиться нужно не только тому, что получается легко.
Формулы и теоремы
В чем проблема: трудно запомнить, если не понимаешь Давайте признаем, что для большинства людей, взрослых и детей, формулы и теоремы – бессмысленный набор цифр, букв и символов.
Они понятны здесь и сейчас и даже кажутся легкими, но воспроизвести их спустя какое-то время бывает трудно. Но как только появляется образ, процесс запоминания идет намного легче. Вспомните хотя бы историю с законом Архимеда и картинкой, где ученый сидит в ванне, или мнемоническую фразу, благодаря которой миллионы людей запомнили наконец цвета радуги в правильной последовательности: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Имена и названия
В чем проблема: это просто чьи-то имена и какие-то названия На уроках литературы, истории или географии на ребенка сваливается огромный поток информации, из которого он в принципе не способен запомнить всё до деталей. Допустим, названия столиц, имена главных героев и даты крупных событий – да, но для качественного ответа у доски этого бывает мало.
Как быть?
Приучите ребенка записывать. Шпаргалки нужны не только и не столько для того, чтобы подглядывать на экзамене, но и чтобы лучше запомнить информацию – многим людям помогает записывание. Кроме того, опять помогут образы: легко запомнить, как звали главного героя чеховской «Шинели», если один раз увидеть его на картинке или представить себе.
Определения
В чем проблема: чтобы запомнить, надо разобраться В общем-то школьные уроки для того и существуют, чтобы разобрать то или иное явление или определение к нему. Но многим этого не хватает, а бывает, не повезло с учителем. Тем не менее наутро, возможно, придется отвечать, объясняя так и не понятое.
Если времени в обрез, а объяснить доходчиво некому, текст можно заучить. Это компромиссный вариант, конечно, но сам по себе навык заучивания наизусть полезен – в том числе для развития памяти. Объем школьного параграфа, например, по физике не так велик, чтобы его нельзя было выучить.
В процессе, кстати, многое станет понятнее: для некоторых людей проговорить вслух – значит понять.
Кстати
Педагоги и детские психологи говорят, что деление на гуманитариев и технарей – большая ошибка, которой лучше не допускать. Да, у ребенка может быть склонность к какому-то предмету, но это совершенно не означает, что другие ему не дадутся, нет смысла усердствовать и тратить время.
На самом деле тут многое зависит от учителя и его способности заинтересовать ребенка. Если в школе с этим не повезло, а ситуация с «недающейся» химией или физикой, к которой ребенок якобы неспособен, вас не устраивает, есть смысл хотя бы ненадолго пригласить репетитора, поискав такого, который сможет не только объяснить материал, ликвидировав пробелы, но и зажечь в ребенке интерес к сложному для него предмету.