«Узбекфильм» — это студия, появившаяся в 1925 году в Ташкенте.
Снимать фильмы в Узбекистане начали до основания студии и даже ещё до революции. Согласно открытым данным, первый фильм был сделан в 1908 году. Это была хроника, запечатлевшая дома тех лет, мечети, транспорт, людей.
Студия «Узбекфильм» прославилась на весь СССР в период войны. Туда эвакуировали кинематографистов. Какая-то часть хитов того времени появилась на этой студии. Нужно упомянуть «Два бойца» — фильм о дружбе на войне. Фильм «Человек № 217» — его снял Михаил Ромм, один из основных режиссёров кино сталинского периода. Фильм «Насреддин в Бухаре» — последний фильм Якова Протазанова, о фольклорном герое Востока Ходже Насреддине, способном обхитрить любого.
Одним из активно работающих артистов на студии был Эргаш Хамраев. Его сын, Али Хамраев, ставший режиссёром, начиная с 60-х годов, продвигал в Союзе фильмы жанра истерн. «Седьмая пуля», «Буря в Азии»… Это были предтечи «Белого солнца пустыни», которое покорило уже всю страну.
Али Хамраев никогда не скрывал, что своим учителем в кино считает Акиру Куросаву. Такие фильмы, как «Семь самураев», «Телохранитель», он учил по кадрам.
В 70-е годы им удалось повстречаться. Об этом Хамраев позже рассказал две истории. Мы дадим их в его цитатах из интервью радио «Свобода»* в 2006 году.
История первая, про бубен
«Я ему подарил бубен, узбекский инструмент (дойра), и сказал: «Куросава-сан, я знаю, как вам тяжело, вы с таким трудом достаете деньги на свои проекты гениальные. Если вам будет очень трудно, вы ударьте в этот бубен – и я прилечу к вам и помогу». Так вот сказал, ради красного словца, я пошутил. И через 10 лет я опять приезжаю туда с другой делегацией, и мы опять встречаемся, мы ему вручаем золотую медаль «За вклад в киноискусство» Московского кинофестиваля. И, вы понимаете, прошло 10 лет - он так на меня смотрит и говорит: «Вы же мне бубен подарили!». Я говорю: «Да». Он говорит: «А что же, я бил в него несколько раз, а вы не приехали!» Мне так стыдно стало. Думаю: да, надо знать, с кем и когда шутить».
История вторая, про водку
«Он «Дерсу Узала» когда снимал, он бывал в Москве. Многому, говорит, хорошему научился в России, очень понравилась страна, люди понравились. Но вот когда он пил водочку, он заметил мой взгляд: пожилой человек и так раз – стопочку, раз – стопочку. Я говорю: «Мне очень приятно, что вы…» Он говорит: «Я вынужден!» Я говорю: «А что такое?» - «Я когда приехал из России, после съемок фильма «Дерсу Узала», что-то со мной случилось, я не мог заснуть. Одна ночь, две, три, десять ночей – не могу заснуть. Швейцарские лекарства, американские лекарства, японские лекарства, меня заговаривали, все – ничего не получается. И я решил проанализировать, почему же я в России хорошо спал. И я однажды ночью налил себе стопочку водки, выпил, налил еще, выпил – и спал, как ребенок, до утра». Вот так, оказывается, прекрасно он использовал русские традиции».