Так уж получилось, что все руководства и учебники, где можно найти «наставления» по работе с микрофоном, написаны или составлены людьми крайне узкой специализации. А именно — звукорежиссёрами. При этом многие из этих уважаемых авторов в прошлом несостоявшиеся радиоведущие, музыканты и прочие творцы. Хорошие звукорежи обычно книги не пишут. Поскольку их в России воспитано было три с половиной человека, двое давно работают на Западе, а оставшиеся полтора — дома нарасхват. Им не до марания бумаги. Они делом заняты. Те же, кто с листа печатного или с монитора пытается просвещать юных радионеофитов, чересчур увлекаются перечислением марок микрофонов с детальным описанием их технических характеристик. Ну, т.е. поют о чём знают. Эти разговоры подобны всестороннему обсуждению клубными «запускателями» музыки различных достоинств и недостатков наушников (при этом для девяти из десяти пределом мечтаний являются бытовые Sennheiser за двести долларов) .Знания сии для будущего радиоактиватора если не совсем бесполезны, то уж во всяком случае в шорт-лист необходимых входить не должны. Да и к тому же в большинстве студий радиостанций, позиционирующих себя хотя бы на ступень выше, чем школьный радиоузел, микрофоны от
Мои советы безнадёжно увязшим в радио:
Самое главное, на мой взгляд, это как можно скорее забыть о существовании микрофона, находящегося в непосредственной близости от твоего перепуганного лица. То, что лицо как у висельника, не страшно. Ты же не телевидением заболел. А вот то, что у тебя в микрофон не только глаза скошенные уперлись, но и остатки последних гениальных мыслей и домашних заготовок, — беда. Научись его не замечать. Ты же научился игнорировать лакуны в своём образовании. Не научился? Напрасно. Для работы в СМИ это необходимо.
После того как микрофон стал для тебя незаметнее зарплаты и беспокоит не больше, чем судьба выборов в твоём муниципальном округе, вернись к началу. Научись замечать железяку в поролоне, стоящую или висящую перед тобой. Заметь её с целью определить оптимальное расстояние до рта. Попробую пояснить, не пользуясь технической бодягой, что такое «оптимальное расстояние». Оптимальное расстояние — это расстояние, позволяющее использовать все (!) возможности твоего голоса. Позволяющее все его недостатки превратить в достоинства и все достоинства твоего голоса попытаться не сделать недостатками. Обычно полгода не упорного, да что там — «не бей лежачего» труда для выполнения этой задачки хватает. Только хочу огорчить: уши в это время нельзя жалеть. Т.е. наушники должны быть выкручены «насовсем». Я «до неба» наушники уже около двух десятков лет выкручиваю — и нечего, не оглох… А?.. Как, как?..
Микрофон не роскошь, а средство самоотупления. После того как ты научился, вальяжно раскинув свое радиотело, значимо произносить «в Москве семнадцать часов и тридцать четыре минуты, и поэтому оставайтесь с нами», наступает безболезненный и очень заметный для окружающих период твоего звездения. В это время микрофон становится твоим бластером, которым ты готов ежечасно изничтожать жалких, мерзких людишек, не доросших до высот твоего радиомастерства и не достойных тебя даже слушать. Как правило, людишки действительно перестают, едва начав, тебя слушать, и ты уступаешь место у чёрной штуковины следующему рекруту. Вероятно, в лучшие модели микрофонов вмонтировано специальное устройство, ответственное за отсев дураков на ранних стадиях «звездения», но точно быть уверенном в том не могу…
Микрофон не друг, не товарищ и уж точно не брат. От его формы и цвета не зависят глубина мысли и древность анекдотов, рассказанных тобой в эфире. Но
Замечено: в тех студиях, где начинали использовать микрофон и наушники в одной гарнитуре, т.е. «отвязывали» ведущего от места говорения (свободу ему, шельмецу, дали), через неделю начиналось повальное пьянство, через месяц
Игорь Ружейников