Учебный год покатился под горку, но впереди еще ох как много забот и волнений. А энергия, кажется, уже на исходе.
Такое случается со многими, особенно долго проработавшими в школе, учителями. Профессиональное выгорание — констатируют специалисты. Так что же, педагоги обречены на этот ежегодный бег по кругу наперегонки с выгоранием? Мы обратились за комментарием к специалисту центра «Перекресток», который занимается развитием системы профилактики профессионального выгорания специалистов школ в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ.
Сотрудников нашего центра довольно часто приглашают в школы для проведения тренингов. Способ работы заключается в том, чтобы дать возможность человеку выговориться; сформулировать, что в собственном восприятии, поведении, реакциях его беспокоит; предположить, какие причины загоняют его в это тяжелое состояние. Даже по поводу способов помощи самому себе мы ничего не навязываем, а стремимся определить их индивидуально для каждого в подробном разговоре с этим человеком.
Признаки выгорания
Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.
Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:
— ощущение тупика, одиночество;
— периодически срываешься, начинаешь кричать на детей
— ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
— понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
— резкость и несдержанность в общении с коллегами;
— не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
— начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
— непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
— ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
— желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
— ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
— желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
— комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
— начинаешь хуже выглядеть;
Почему это происходит
Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.
Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:
— большое количество детей в классе, поточную работу;
— неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
— маленькую зарплату;
— недостаточность профессиональной поддержки;
— слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;
Домашнее задание: порадовать себя
Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви-
зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны.
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:
— чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;
— долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
— не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
— отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
— искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
— умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
— заниматься
— занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
— опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
— развлечения (поход в кино, в кафе…);
— любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
— общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
— установление простого человеческого контакта с учениками;
— позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
— человеческая поддержка со стороны начальства;
— отдых после работы в тишине;
— умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
— общение с близкими и друзьями;
— общение с любимым человеком;
— профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
— выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.
Суксова Виктория