Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как учителю не сгореть на работе

Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресс

Учебный год покатился под горку, но впереди еще ох как много забот и волнений. А энергия, кажется, уже на исходе.

Такое случается со многими, особенно долго проработавшими в школе, учителями. Профессиональное выгорание — констатируют специалисты. Так что же, педагоги обречены на этот ежегодный бег по кругу наперегонки с выгоранием? Мы обратились за комментарием к специалисту центра «Перекресток», который занимается развитием системы профилактики профессионального выгорания специалистов школ в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ.

Сотрудников нашего центра довольно часто приглашают в школы для проведения тренингов. Способ работы заключается в том, чтобы дать возможность человеку выговориться; сформулировать, что в собственном восприятии, поведении, реакциях его беспокоит; предположить, какие причины загоняют его в это тяжелое состояние. Даже по поводу способов помощи самому себе мы ничего не навязываем, а стремимся определить их индивидуально для каждого в подробном разговоре с этим человеком.

Признаки выгорания

Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.

Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

— ощущение тупика, одиночество;

— периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;

— ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;

— понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;

— резкость и несдержанность в общении с коллегами;

— не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;

— начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);

— непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;

— ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;

— желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;

— ощущение бесправия и принесения себя в жертву;

— желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;

— комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;

— начинаешь хуже выглядеть;

Почему это происходит

Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.

Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

— большое количество детей в классе, поточную работу;

— неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;

— маленькую зарплату;

— недостаточность профессиональной поддержки;

— слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;

Домашнее задание: порадовать себя

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви-

зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.

Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

— чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

— долгий и крепкий сон, возможность выспаться;

— не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;

— отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;

— искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

— умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

— заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

— занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

— опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;

— развлечения (поход в кино, в кафе…);

— любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);

— общение с природой (прогулки в парке и по лесу);

— установление простого человеческого контакта с учениками;

— позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

— человеческая поддержка со стороны начальства;

— отдых после работы в тишине;

— умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

— общение с близкими и друзьями;

— общение с любимым человеком;

— профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;

— выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Суксова Виктория

870


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95