Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как я писал комикс

На моём счету один сценарий совсем небольшого комикса, и рассказ о его создании будет длиннее (и, возможно, интереснее) его самого. Эта история длилась больше двух лет и многое поведала мне о внутренней кухне российской комикс-индустрии. Я хочу поделиться этим опытом, а не компрометировать тех, кто продолжает трудиться в этой индустрии. Поэтому имена и названия ниже изменены – хотя те, кто следят за рынком, их узнают.

Комиксы сопровождали меня с трёх-четырёх лет, когда я научился читать. От «Микки-детектива» и «Медвежонка Бамси» к редким выпускам «Черепашек-ниндзя», а затем к супергероике Marvel, взрослым графическим романам и японской манге. В 2018 году я решил превратить увлечение в профессию. Я ушёл с нелюбимой работы, устроился в небольшое издательство комиксов и начал писать для профильного портала обзоры на новинки. По удивительному совпадению весной того же года объявили сразу два набора сценаристов для отечественных комиксов.


Источник: unsplash.com

Первый клич кинуло крупнейшее российское издательство, предложившее всем желающим придумать концепцию для новой серии и написать синопсис для её потенциального пилотного выпуска. Вместе со знакомой художницей мы разработали идею, она нарисовала потрясающие концепт-арты главных персонажей, а я на всякий случай набросал несколько полноценных сценариев комикса, чтоб убедиться, что в заданный объём уместится понятная и увлекательная история. Отборочный этап мы, как вы уже догадываетесь, не прошли.

Другой набор объявил умеренно популярный блогер – назовём его Максим Идеалистин – который тогда как раз переходил от обзоров комиксов к их производству. Он уже выпустил один сборник сюжетов, объединённых атмосферой российских 90-х в глубинке, и готовил второй. Я, по сути, просто превратил свой детский страх тех времён в мини-историю и прислал Максиму, и едва ли не в тот же день мне дали добро на работу над сценарием. Я тщательно изучил порядок написания и оформления сценариев комиксов, который используют в американских издательствах, и всё равно на завершение работы ушло меньше недели.

Выглядел он примерно так:

«ПОСТСОВЕТСКАЯ КВАРТИРА.

«Большая» комната, она же гостиная, она бабушкина спальня. Огромный мрачный сервант, ковёр на стене, застелённый покрывалами промятый диван, массивный телевизор «Рубин» на тумбочке. В центре комнаты сидит МИША - вихрастый мальчик лет одиннадцати в домашней одежде. Он играет с несколькими наполовину поломанными пластиковыми игрушками (Человек-Паук, черепашки-ниндзя). Телевизор работает «фоном».

ТЕЛЕВИЗОР:

закрывай, ба-ю-ба-а-ай!

 

БАБУШКА (голос из другой комнаты):

Ну, досмотрел? Всё собирай и будем спатеньки ложиться…»

В этом случае художницу мне предложил сам Максим – она тоже прислала свои работы на конкурс. Дарья Можайская раньше комиксов не рисовала, но её стиль и навыки произвели на меня самое благоприятное впечатление. Впрочем, наше взаимодействие было эпизодическим. Пару раз художница задала мне уточняющие вопросы (в основном он касались реалий 90-х и заставили меня на третьем десятке почувствовать себя ископаемым), тем дело и ограничилось.

Закончить комикс надо было месяцев за пять. Как мне казалось, времени на сюжет из восьми страниц более чем достаточно.

Тут надо пояснить, что история это была совершенно некоммерческая для всех участников, кроме самого Максима. Сценаристы и художники работали исключительно из интереса и, что называется, ради портфолио. Издержки этого подхода мне стали ясны позднее, пока же нужно пояснить, что художница рисовала комикс в свободное от основной работы время.

И оказалось, что совместить другие дела с рисованием даже восьми страниц не так просто. Чем ближе подходил дедлайн, тем тревожней становились мои вопросы Даше. А тон её ответов понемногу менялся от обнадёживающего до панического.

В итоге мы споткнулись за полшага до финиша: Даше оставалось доделать половину страницы, но ждать Максим больше не мог. Он попросил нас не использовать комикс и идею нигде больше, пообещал найти им применение и отправился издавать сборник.

На год я забыл об этой истории, мысленно пометив её как безрезультатный, но интересный опыт, а потом Максим написал мне снова. Второй сборник пользовался успехом и на горизонте замаячил третий. Туда-то он и предлагал включить некогда незавершённый проект.

Выяснилось, что Даша хочет перерисовать весь комикс заново. После предыдущего мучения со сроками я пришёл от этой идеи в тихий ужас. Но вскоре оказалось, что Максим планирует очень толстый сборник, а значит, сценарий надо расширить, так что вопрос об использовании готовых страниц больше не стоял. Фактически, мы с Дашей провели заново всю работу, за исключением разработки идеи и основных дизайнов.

На сей раз мы успели вовремя, но это, как оказалось, полдела.

Я подписал договор, согласно которому отказывался от всех прав и претензий, зато был бы виноват, если бы кто-то предъявил иск по содержанию комикса, и надолго забыл об этом. Через несколько месяцев, когда, как я, Даша и ещё десятка два авторов сборника полагали, комикс уже должен был уйти в печать, Максим сообщил, что разругался с выпустившим прошлые две книги издательством. За печать и распространение там просили чрезмерно большую, по его мнению, долю прибыли. Очевидно, выгоды от выпуска не стоившего ему ни копейки комикса было недостаточно.

В итоге Максим организовал краудфандинг на печать сборника. Мы же оказались рекламными агентами поневоле – если бы напечатать сборник не получилось, то и предыдущая работа прошла бы впустую. Собрать нужную сумму удалось, но собственно печать стала новым испытанием. Сроки срывались один за другим, Максим кормил «завтраками» и нас и, что важнее, заранее оплативших комикс покупателей. Меня терзали неприятные воспоминания об объяснениях с магазинами от лица хронически срывавшего сроки издательства.

Когда сборник, наконец, вышел, первым его отправили не заказчикам с краудфандинга, а в магазины. Максим бесхитростно объяснил это тем, что от заказчиков ведь деньги уже получили, теперь надо отбивать остальные затраты через продажи. Рассылка же шла мучительно медленно – видимо, издательство со штатом сотрудников и налаженной логистикой всё-таки было зачем-то нужно. Люди, поддержавшие сборник заранее, получали его намного позже тех, кто просто пришёл в магазин. Максим же жаловался на несправедливое давление, которое на него оказывают.

Вывод из этой истории не нов: если вы любите есть колбасу, никогда не посещайте колбасный цех. За три года, прошедшие от идеи до момента, когда сборник с моим комиксом попал мне в руки, я осознал, что хобби и работу всё-таки лучше не смешивать.

Олег Ершов

292


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95