Многие тревожатся: не отстает ли мой ребенок от «нормы»? Детский психолог Татьяна Бедник комментирует основные этапы его роста и развития. Это поможет вам адаптировать к ним свое поведение.
0–2 месяца: уже личность
Поведение ребенка. Он пристально вглядывается в ваше лицо или рассматривает нечто простое — «столбики» кроватки, пятно солнечного света. Его мир — мир чувств. Каждый младенец по-своему реагирует на ощущение голода, укачивание, желание спать, но все дети ощущают действие звуков: плавных и успокаивающих, резких и возбуждающих.
Ваше поведение. Улыбайтесь, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, чтобы он чувствовал: вы его понимаете. Учитесь расшифровывать его чувства.
2–4,5 месяца: начало общения
Поведение ребенка. Мир — это то, что находится в поле зрения. Уронив погремушку, он не будет ее искать: не вижу, значит, не существует. Он замирает, увидев ваше лицо, услышав голос, улыбается и гулит. Из всех взрослых выделяет мать (или человека, который ее заменяет). Он находит ее взглядом, старается привлечь внимание. В разных ситуациях его крик звучит по-разному, он учится «управлять» мамой.
Ваше поведение. Вы можете разглядеть первые признаки его темперамента, понять, что его успокаивает и обижает, почему он сейчас плачет. Не стесняйтесь своих чувств: радуйтесь ему, ласкайте, берите на руки, повторяйте его звуки, но не «сюсюкайте» — ведите себя естественно. Время от времени меняйте игрушки, давайте их ощупывать, «опробовать» деснами.
7 месяцев: утверждение своего «я»
Поведение ребенка. Он умеет садиться, брать, рассматривать и бросать игрушки, узнает голоса близких и выделяет в потоке слов свое имя. Он понимает вас, начинает управлять своим поведением: ищет знакомый предмет, делает простые движения («Помаши ручкой!»). Он различает лица, плачет, видя незнакомца, и начинает вмешиваться в разговоры взрослых, произнося отдельные слоги.
Ваше поведение. Рассказывайте ему о том, что происходит в данный момент, делайте паузы, чтобы и он мог «выговориться», иначе он заскучает. Демонстрируйте, как действовать с предметами (лампочка включается и т.д.). И всегда объясняйте свои требования.
10–12 месяцев: первые шаги
Поведение ребенка. Он открывает понятие «территория». Ему интересно все, что он видит, — новые люди и предметы. Пробует ходить, самостоятельно есть и пить. Произносит первые слова. Грустит, если рядом нет мамы.
Ваше поведение. «Безопасность», «свобода» и «дисциплина» — вот новые слова в вашей жизни. Уберите вещи, которые трогать нельзя: он должен свободно двигаться, исследуя все, что ему интересно. Учитесь устанавливать границы и говорить «нет», но делайте это как можно реже. Учитесь отвлекать его и переключать внимание.
18 месяцев: все наперекор
Поведение ребенка. Он учится противопоставлять себя вам, на все говорит «Нет!», устраивает скандалы. Но бывает и послушным, очаровательно-ласковым.
Ваше поведение. Постарайтесь быть спокойными и терпеливыми: чтобы стать самостоятельным, он должен попрактиковаться в положительных и отрицательных чувствах.
2 года: подражание
Поведение ребенка. Его действия становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Ваше поведение. Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.
3 года: борьба за независимость
Поведение ребенка. Он знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Ваше поведение. Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и самому себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и других. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
4 года: эпоха «почему?»
Чудесный возраст: дети засыпают нас вопросами, по-своему отвечают на них и выстраивают собственную картину мира, в которой легко уживаются волшебное и реальное. Сейчас для него главное — показать себя знающим, равным взрослому.
Ваше поведение. Уважайте его выдумки, стимулируйте воображение, всегда отвечайте на вопросы.
5 лет: сплошные жалобы
Поведение ребенка. Теперь ему интересны люди, их поступки, он хочет понять, что хорошо и что плохо. И постоянно на кого-нибудь жалуется.
Ваше поведение. Его жалобы — способ освоить нормы жизни. Подтверждайте правила, говорите о неуместности жалоб, никогда не называйте «ябедой», пытайтесь понять, что его беспокоит на самом деле.
6–7 лет: возраст разума
Поведение ребенка. Он знает много игр, выдумывает сюжеты для них, исполняет разные роли. Он хочет стать взрослее, больше знать, учиться в школе. Это время, когда теряется детская непосредственность.
Ваше поведение. Поддерживайте его желание играть, создавайте условия для игры со сверстниками. Примите его взросление и проститесь навсегда с прежним ребенком. Если что-то было упущено, на пороге школы самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и начать все заново.
8–10 лет: умение учиться
Поведение ребенка. Он научился учиться: подчиняет собственные «хочу» требуемому «надо», критичен к себе, может проследить процесс собственного изменения («кем я был» и «кем я стал»).
Ваше поведение. Слушайте его. Не отвечайте сразу на поставленный вопрос, ищите, что за ним. Не оценивайте, а уточняйте, расспрашивайте и как можно старательнее «убирайте» свое мнение за скобки. Оставляйте время на драгоценные для его души разговоры ни о чем.
11–12 лет: конец детства
Поведение ребенка. Самыми важными людьми становятся его сверстники, и он должен в чем-то стать лучшим среди них. А ваш авторитет падает, он узнает, что вы не всемогущи. Но по-прежнему он нуждается в нежности, надежных ориентирах, доверительном, на равных, общении со взрослыми.
Ваше поведение. Уважайте его право на собственный опыт, внутренний мир, свою территорию. Помогайте ему быть самим собой, берегите искренность и доброжелательность ваших отношений.
Татьяна Бедник детский психолог