Про себя я знаю точно, что прежде чем воспринять какой-либо новый опыт, мне обязательно необходимо подготовить каркас для этого впечатления.
В основном это относится к путешествиям, когда новым опытом является созерцание тех или иных архитектурных или природных памятников.
Как правило, лучшим образом каркас формируется литературными образами, описаниями. Причём желательно, чтобы литературные источники были разных видов.
Документальные: мемуары, письма, воспоминания.
Невероятное количество описаний Санкт-Петербурга таится именно в воспоминаниях авторов Серебряного века. Оказавшись в изгнании, авторы до дна опустошали свою память, создавая удивительные письменные памятники своей богемной жизни в Петербурге.
Художественные.
Речь идёт о о художественных, поэтических описаниях. К примеру, Бродский описал, воспел и зарифмовал Венецию в целом корпусе своей поэзии.
Но наиболее метким и ценным источником «литературного воплощения» является такой жанр, как эссе. В таких произведениях, как правило, воспроизводится философия явления. Блистательным примером может стать эссе Иосифа Бродского о Венеции «Набережная неисцелимых». Бродский формулируют «идею» этого города и сквозь призму этой идеи описывает все его грани. То есть будто бы создаёт замкнутую, законченную концепцию города, восприняв которую, явление становится ближе и понятнее.
Нечто похожее можно встретить в «Соборе Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На художественном фоне воспроизведена идея собора, его суть, его философия.
То же самое касается эссе Хемингуэя о корриде «Смерть после полудня». Точно такой подход: осмысление корриды, попытка вывести идею и причину и сквозь них объяснить все грани явления. И в этом случае подобный каркас впечатления подготавливает восприятие не архитектуры, а целого явления.
А ведь не только «географические локации» и «явления» могут быть воспеты в литературе и служить каркасом будущего впечатления. Ведь и разного рода кулинарные (алкогольные, в частности) изыскания тоже интереснее и приятнее познавать, будто «надевая» впечатление действительно, на впечатление мысленное, созданное литературой.
«Так и творятся миры…»