Несколько миллионов человек в России относят себя к казакам. Многие из них сохраняют или возобновляют социокультурные традиции предков. Еще больше людей с казачьими корнями. Есть они и у меня.
Трепетное отношение к казачеству особенно распространено на Кубани, Дону, Тереке, на Средней и Нижней Волге и Урале, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Поддержание казачьих традиций там нередко приобретает институциональный характер: действуют казачьи войска, общества, ансамбли, школы, кадетские корпуса.
Исторически уклад казачества определило его значение как автономной стражи государственных границ.
Сегодня казачество живет не так обособленно, как до революции, однако остается самобытной группой, главные приоритеты которой - Бог, Родина, семья.
Само слово «казак» имеет тюркское происхождение и означает «свободный человек»: свободный не в современном либеральном смысле, а свободный от порочности.
В период ценностного релятивизма, когда нравственные установки настолько размыты, что далеко не всегда понятно, где добро, а где зло, нужны четкие ориентиры, способные удержать общество от падения в бездну. Казачья культура способна выполнять такую роль - пускай не для всего общества, а для его части.
Казачья культура - это не только задорные песни и пляски, фланкировка шашкой, искусство верховой езды, красивая форма.
Конечно, все это является предметами гордости казаков, их визитными карточками. Однако данные атрибуты останутся театральщиной и бутафорией, если за ними не стоит глубокое внутреннее наполнение.
Служить народу, держать слово, чтить старших, «погибать, а товарища выручать» - все это кредо настоящих казаков. Истинный казак - храбрый защитник и кормилец, казачка - верная жена и заботливая мать, хранительница очага. «У казака две опоры - плуг да сабля»: быть смелыми воинами и рачительными хозяевами казаки учатся с детства.
Ринат Камалиев