Казачат прежде воспитывали так, что уже десятилетний ребенок мог занять место главы семьи в случае гибели отца. Девочки же с малолетства в совершенстве знали премудрости домоводства.
Сегодня и в казачьих семьях беззаботное детство длится дольше. И все-таки юных казаков раньше начинают готовить к взрослой жизни. А вырабатываемая с детства привычка к труду позволяет относиться к нему с удовольствием. «От безделья не бывает у казака веселья».
В казачьих семьях, как правило, не оставляют друг друга и в беде, и в радости и участвуют в воспитании детей не только родители и бабушки-дедушки, но и более дальние родственники и свойственники. Велика роль крестных родителей. Замечено, что в казачьих семьях они «уравновешивают» кровных родителей: если те очень мягкие - крестники ведут себя построже, и наоборот.
«Без догляду дети не растут», - полагают казаки, не оставляя младших с их рыхлой, незрелой психикой без чуткого контроля.
Замечательны такие направления казачьего воспитания, как изучение фольклора и хозяйственных премудростей, допризывная подготовка и военно-спортивные игры с этнографическими элементами. Воспитываемые в таком духе казаки и казачки строят крепкие семьи и остаются верны России.
Тем не менее, некоторые традиции выглядят пережитком прошлого, достойным лишь отношения как к символу принадлежности к субкультуре, а то и исключительно места в преданиях. К примеру, традиция определять характер малыша по тому, как он отреагирует на принесенное к колыбели оружие - расплачется, останется невозмутим или обрадуется. Конечно, это предрассудок.
Несмотря на то, что казачья культура - это, главным образом, православная культура с наслоениями суеверий, считаю неправильным в наше время навязывать детям религиозные убеждения. Рассказывать, объяснять, приобщать родители вправе. Однако не заставлять: в итоге, выбор, во что и как верить - личное дело каждого человека. Чтобы вершить добро - не обязательно быть воцерковленным.
А все же нет ничего страшного в том, чтобы водить детей в храм и привлекать к таинствам, если параллельно давать систематическое образование.
Лишь бы не выращивать нетерпимого фанатика. Равно как, уча быть настоящими мужчиной и женщиной, не прививать отношение к противоположному полу в духе «Домостроя».
Полагаю, что казачий опыт может быть полезен в воспитании патриотов и полноценных личностей. Вместе с тем, к некоторым традициям следует относиться настороженно. И, давая нравственные ориентиры, не перегибать палку, не плодить мужчин-деспотов и забитых женщин. Желательна золотая середина между распущенностью и крайним консерватизмом.
Ринат Камалиев