Замминистра культуры Александр Голутва с 14 июля освобожден от занимаемой должности. В самом министерстве говорят только то, что Александр Алексеевич, который уже больше десяти лет курировал киноотрасль в стране, уходит по собственному желанию. Остались небольшие формальности, связанные с его отставкой, которые будут улажены сразу после возвращения Голутвы из отпуска. Попытка прояснить суть происходящего из первых уст ни к чему не привела: телефон Александра Алексеевича вне доступа. В причинах самоотставки авторитетного профессионала разбирался корреспондент «МК». Александр Голутва. Фото: gukit.ru Слухи о скором увольнении Голутвы ходили, наверное, все десять лет, которые он проработал в Министерстве культуры. Впрочем, это не мешало Александру Алексеевичу продолжать занимать ключевые должности, позволяющие ему влиять на кинематограф. Сначала в Госкино, потом в Министерстве культуры и массовых коммуникаций под руководством Швыдкого, потом в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (по сути — заменившем Госкино), возглавляемом тем же Швыдким. Позже — в Министерстве культуры при Авдееве.
Александр Голутва родился 18 марта 1948 года. Выпускник философского факультета МГУ (1971). С 1985 по 1987 г. — главный редактор киностудии «Ленфильм». В
Что же произошло на самом деле? В принципе авторитет Голутвы в киносреде довольно давно старательно подрывали сверху. Сначала создали отдельный Департамент кинематографии, который возглавил бывший руководитель «Центра национального фильма» Сергей Зернов. Потом появился Совет по развитию отечественной кинематографии при Правительстве РФ. Он-то, а точнее первое его заседание, прошедшее во ВГИКе 3 ноября 2009 года.
Это в тот, уже исторический день, впервые прозвучала идея изменения структуры госфинансирования кино в пользу отдельных студий. Тогда же Владимир Путин произнес фразу о Михалкове, что тот «всю плешь мне проел» и «не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги». Но главное, что стало понятно тогда: текущее руководство Минкультуры абсолютно беспомощно в принятии каких бы то ни было решений в сфере кино. Никита Михалков в открытую обвинял министерство в провальной растрате государственных средств, а присутствовавший на заседании Александр Авдеев ни одним словом не мог возразить.
Зато две с лишним недели спустя возразил его заместитель — Голутва. Сделал он это на открытом заседании Гильдии продюсеров России, на котором Ренат Давлетьяров, Александр Атанесян, Владимир Досталь, Алексей Учитель, Леонид Ярмольник и другие выражали крайнее беспокойство идеей финансирования отдельных студий, а не фильмов, как это было раньше. В конце слово взял Александр Голутва. Начиная с довольно нейтральных выражений и сухой статистики, он вдруг перешел на резкую критику заседания во ВГИКе и поведения Александра Авдеева, смолчавшего перед упреками Михалкова: «Я не понимаю, зачем запудривать головы руководителям страны, приводя им неверные цифры по количеству выхода в прокат кинокартин, снятых при участии государства?». А закончил и вовсе покаянием:
— Я хочу извиниться за несостоятельность Министерства культуры. И за свою тоже. Мы не знаем, что будет в будущем. Но могу сказать одно: я не завидую тому, кто будет отчитываться за распределение бюджетных средств между крупными студиями.
Через семь месяцев после этих слов Александр Голутва ушел в отставку. Если это правда и Голутва подписал заявление об уходе по собственному желанию, то со стороны это выглядит как последний, отчаянный жест человека, который уже не в силах что-нибудь изменить.
Мнение экспертов:
Кирилл Разлогов, киновед, культуролог:
— То, что случилось, — есть часть процесса освобождения аппарата от людей, которые считаются своими в кинематографической среде. Своего рода депрофессионализация руководителей. Партийная школа в свое время учила, что руководителем должен быть человек, который не разбирается в том, чем он руководит, чтобы не попасть под влияние внутренних процессов в той или иной профессиональной среде.
Я думаю, что много людей пожалеют об этой отставке. Всегда лучше работать с тем, кто понимает дело. В этом смысле Александр Голутва был человеком абсолютно на своем месте.
Насколько я знаю, сейчас обязанности курирования кинематографа передали статс-секретарю Минкульта Екатерине Чуковской. Она высокопрофессиональный юрист, и ее работа в основном связана с законодательством. Одно время она преподавала во ВГИКе, так что кино ей не совсем чуждо.
Виталий Манский, режиссер:
— Сейчас для нас важнее, кто придет на его место. И когда будет объявлен преемник, станет понятно, какая именно партия победила в борьбе за выбор пути развития отечественного кинематографа.
Вячеслав Шмыров, киновед, продюсер:
— Отставка Голутвы — следствие спонтанности процессов, происходящих в киноотрасли, которые правильнее было бы назвать реформой, но никто почему-то этого не делает. Поскольку участие в этом процессе Министерства культуры и ключевого чиновника по кино Голутвы минимально, это и делает его отставку совершенно закономерной. Плюс в этом можно углядеть еще один личный реванш Михалкова, которому 11 лет назад не удалось утвердить на должность главы Госкино своего чиновника (Владилена Арсеньева. — Авт.), поскольку большая часть кинематографистов поддержала тогда Голутву.
Нельзя считать, что время руководства отраслью Голутвой было безгрешным, правильнее сказать, что это были очень разные эпохи, но во всем этом была предсказуемость для большинства кинематографистов, которую они с уходом Голутвы окончательно потеряли. Мне кажется, люди, которые взяли на себя ответственность за развитие отрасли на новом этапе, должны прежде всего очень честно и аргументированно объяснить кинематографистам, что происходящее — это самая настоящая реформа, которая разбита на такие-то этапы, преследует такие-то цели и приведет к таким-то результатам.
Голутва в некотором смысле персонифицировал государственное управление отраслью. Сегодня оно откровенно анонимно. Пройдет время, и просто некого будет спросить за то, что происходило в нашем кино в 2010 году.