По степени напряжения в первые недели учебы состояние ребенка можно сравнить с пребыванием космонавта в невесомости
Отгуляв три долгих месяца, наши дети вдруг неожиданно для себя обнаружили, что их летней свободе пришел конец. Сентябрь, как утверждают психологи, вообще самый кризисный для детей и подростков период, это пора так называемых школьных депрессий. Со многими школярами начинает твориться
Еще вчера ребенок гулял, сколько хотел, спал, сколько хотел, делал то, что хотел, а уже сегодня — ранний подъем, жесткий режим, большие нагрузки, необходимость по
Адаптация к школе — процесс естественный, но у каждого ребенка он проходит
«Первые две недели учебы — это период острой адаптации, физиологической бури в организме, — говорит директор Института возрастной физиологии Российской академии образования профессор Марьяна Безруких. — Когда мы начинали изучать физиологические механизмы процесса адаптации, то были потрясены тем, насколько напряженно он проходит. С помощью телеметрических датчиков мы вели регистрацию показателей деятельности сердца и дыхания у первоклассников во время уроков. По степени напряжения состояние ребенка в первые недели учебы можно сравнить с состоянием космонавта в невесомости. Это не просто большая нагрузка, это экстремальная нагрузка». А если добавить не всегда адекватные требования учителя! Да и родители часто хотят от ребенка гораздо большего, чем он в данный момент реально может. Словом, стресс в этот период маленький человек переживает не
Как понять, что с вашим чадом не все благополучно? В первую очередь нарушается сон. Ребенок долго засыпает, крутится, разговаривает во сне — это первый признак перенапряжения. Второй признак — отсутствие аппетита, снижение активности. У некоторых детей появляются так называемые навязчивые движения — они начинают крутить пуговицу, теребить волосы или бесконечно дергают нос. К симптомам перенапряжения можно отнести и любые неадекватные реакции, резкую смену настроения, слезы без причины, покашливание. Если ребенок с трудом встает по утрам, жалуется на головную боль или боли в животе, не стоит отмахиваться. Для начала следует проанализировать, из чего складывается его день. «Время на подготовку домашнего задания и вообще на занятия, требующие концентрации внимания, должно быть строго ограничено, — считает возрастной психолог Елена Краснер. — Ребенку необходимо больше двигаться, причем обязательно на свежем воздухе, у него должно оставаться время на игры». Не секрет, что у большинства школьников вообще нет свободного времени. Врачи рекомендуют хотя бы на первые два месяца освободить их от всех дополнительных нагрузок. «Когда мы анализируем режим дня детей, у которых возникают серьезные школьные проблемы и нарушение здоровья, оказывается, что их жизнь расписана по минутам. Ребенка из одного конца города везут на секцию, потом в другой конец города — на иностранный язык, — говорит Марьяна Безруких. — Нельзя заставлять первоклассника жить в таком жестком режиме. Еще успеет».
Если родители и учителя все сделали грамотно, то в следующих классах начальной школы переход от каникул к учебе у ребенка проходит легче, хотя все равно занимает
Но и это еще не все. «Многие дети в этом возрасте уже вступают в период полового созревания. Сложнейшая эндокринная перестройка не проходит бесследно, — рассказывает Марьяна Безруких. — Снижается работоспособность подростка, повышается утомляемость, возникают трудности с концентрацией внимания, появляются проблемы памяти». Отсюда же подростковые капризы, грубость, плаксивость, перепады настроения, что не может не раздражать окружающих. От родителей можно услышать: был нормальный ребенок, замечательно учился, а сейчас его как подменили.
«Пятый и шестой — „бешеные“ классы, — подтверждает и директор московской школы N 1948 Ольга Семенова. — Выйдя
Старшеклассники уже сами в состоянии регулировать нагрузки — если они готовы к учебе, то перестраиваются быстро. То, как пройдет адаптация ученика к школе, на 90 процентов зависит от учителей и родителей. Этот период, как лакмусовая бумажка, высвечивает прежде всего проблемы взрослых. Как же помочь детям настроиться на работу и безболезненно адаптироваться к школе?
«Вспомните себя в детстве, — советует педагог-психолог Ирина Коновалова. — Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Ненавязчиво помогите с соблюдением режима дня. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке. И главное — создавайте для него ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами».
Действительно, постоянное ожидание от своего чада только побед, прорывов и свершений и неудовлетворение от того, что отпрыск не всегда соответствует нашим чаяниям, может сослужить плохую службу. И даже довести ребенка до тяжелейшего невроза. Ведь пережить разочарование родителей ребенку очень сложно, почти невозможно. А если еще добавить и недовольство учителя, то не следует удивляться, что от одного упоминания о школе ребенок испытывает стресс. И задача учителя, психолога и родителей — помочь ему выпутаться из этого состояния, преодолеть меланхолию. Задерганный невротик шансов на успех не имеет. Поэтому, говорят психологи, встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов.
Марина Зубакова