Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ключ к единству нации

Развитие общероссийского культурного поля

Пожалуй, важнейшим залогом устойчивости России в современном турбулентном мире, подверженном постоянным трансформациям и встряскам, укрепления условий для стабильного роста духовного и материального благосостояния населения и надежной защиты суверенитета является сохранение и развитие добрососедских и конструктивных отношений между всеми народами, составляющими российскую нацию.

 

Попытки введения в общественный дискурс понятия «российская нация» неоднократно вызывали общественные дискуссии, сам факт наличия которых нормален для демократической среды.

Более того, по мнению некоторых специалистов, например, Нади Урбинати, профессора политической истории и эллинистических исследований Колумбийского университета, должен поощряться в свете развития индивидуального критического мышления граждан, но вот разгоряченный характер наблюдавшихся прений, даже вынудивший изменить название законопроекта на более нейтральное, «Об основах государственной национальной политики», что, по словам одного из руководителя рабочей группы по подготовке закона, видного этнографа, академика Валерия Тишкова, было связано с «неготовностью общества воспринять идею единой нации», кажется тревожным звоночком. 

Одной из причин, породивших в обществе бурную волну неприятия вполне естественного и никого не ущемляющего (напротив, поощряя идею единства в многообразии), соответствующего собственному историческому и международному опыту конструкта единой нации, стала подрывная деятельность, ведущаяся определенными немногочисленными, но активными силами, стремящимися расшатать целостность российского государства, иногда по недомыслию, чаще – осознанно, исходя из собственных корыстных интересов. В частности, подобными группами влияния вокруг концепта единой нации нередко формируются негативные коннотации, призванные отождествлять это понятие с имперской политикой угнетения малых народов и советским тоталитаризмом. 

Однако если изучить вопрос детальнее, проясняется несостоятельность подобных колких выпадов.

Несмотря на многочисленные объективные недостатки как монархического, так и коммунистического правления, в том числе в области национальной политики, неоспоримо то, что дружба народов и в ту пору была одной из доминант российской идентичности.

Вероятно, расхожая история об императоре Николае I, на придворном балу обратившемся к маркизу де Кюстину со словами о том, что собравшиеся сановники разных национальностей - вместе русские, - не более, чем красивая байка, по крайней мере, подтверждений в источниках мне найти не удалось. Но точно не байка – «Памятник» гениального Пушкина (можно ли помыслить фигуру, в большей мере содействующую сплочению народов и поколений!), воспевающего, как равных лиц великой Руси и «гордого внука» славян, и финна, и тунгуса, и «друга степей» калмыка.

Представители разных этнических групп составляли административный аппарат Российской империи, занимали заметные места в культурной жизни: дискриминация существовала, но больше по сословному и конфессиональному признакам. На дореволюционных цветных снимках ученика Менделеева, фотографа, химика, географа и педагога Сергея Михайловича Прокудина-Горского мы видим представителей разных народов многонациональной империи, сохраняющих характерные черты национальных культур, но вовсе не выглядящих отчужденными и подавленными. 

Можно копнуть значительно глубже в историю, даже на целое тысячелетие, к истокам российской государственности, и мы опять-таки увидим доказательства добровольного взаимодействия народов на нашей почве. Картина советского времени, тем более, очевидна. Дружба народов, возведенная в интернационалистский культ, не была фикцией и сущностно вполне соответствовала скульптурному панегирику, главному фонтану ВДНХ, созданному по проекту архитекторов Топуридзе и Константиновского.

Сыны и дочери десятков народов в едином порыве сражались за Родину (показательно, что красное знамя над Рейхстагом водружали отважные бойцы разных национальностей, Михаил Егоров, Мелитон Кантария, Алексей Берест, как бы дополнительно символизируя братские узы), участвовали в масштабных стройках, занимались творчеством, влюблялись, создавали семьи. 

На важном и показательном моменте сконцентрировал внимание замечательный ученый и публицист Сергей Георгиевич Кара-Мурза: практическое отсутствие в СССР терроризма по национальным мотивам, даже со стороны переселенных Сталиным в годы войны кавказских народов. Так что, дабы не вестись на дезинтегрирующие вбросы, нужно тщательней знакомиться с историей, насквозь пронизанной примерами близости народов России:

знание ретроспективы помогает задавать позитивный тон перспективе дальнейшего развития связей. 

Проведенный мной исторический экскурс, хоть и довольно краткий, наглядно показывает, что основания для восприятия палитры населяющих Российскую Федерацию народов в качестве единой российской нации представляют собой не нечто надуманное и аморфное, а имеют очевидные корни в матрице нашей истории.

Закреплено это положение и в российской Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (часть 1, статья 3). Разумеется, такое грамотное положение зиждилось на подготовленном фундаменте. Следует подчеркнуть и то, что один из составителей главного закона современной России Сергей Михайлович Шахрай не понаслышке знаком с национальной политикой: в 1992 году политик участвовал в разрешении разгоревшегося осетино-ингушского конфликта.

Дестабилизация «лихих 90-х» осталась позади, открытых раздоров, вследствие межнациональных противоречий, вновь стало значительно меньше, вспоминаются и культивируются верные и жизненно необходимые для России традиции родственного общежития.

Тем не менее, по итогам ослабления центральной власти, последовавшего за развалом Советского Союза, и сопутствующей активизации различных подрывных элементов, сфера межнациональных отношений оказалась поражена спорами розни, проявления которой мы, к сожалению, наблюдаем до сих пор, и неприятие в штыки закрепления стратегически важного положении об общности всех российских народов – один из мрачных показателей. 

Естественно, для оздоровления обстановки, позволяющего уверенно глядеть в будущее, необходимо реализовывать многоступенчатую концепцию национальной политики. Шаги в этом направлении предпринимаются на регулярной основе, но есть области, очевидно, нуждающиеся в интенсификации усилий.

Среди важнейших приоритетов должно быть формирование объединительной культурной среды.

Как известно, «Представители современной научно-политической мысли в большинстве своём трактуют национальную культуру как синоним национального бытия, то есть бытия, которое воспринимается человеком в качестве естественной принадлежности к особому культурному миру». 

Во всем мире можно найти массу примеров единого культурного поля, образованного по принципу пазла или мозаики: несколько самобытных культур, не теряя свое лицо, обогащают друг друга и образуют спаянную картину. Британская культура включает в себя элементы английской, уэльской, шотландской, ирландской; баскская, галисийская и каталонская культуры (несмотря на усилившиеся в последние годы поползновения к отделению) воспринимаются не только по отдельности, но и вкупе с испанской культурой в целом; даже очень разноориентированные фламандцы и валлоны – сообща представители маленькой, но многое давшей миру бельгийской культуры.

Модель интеграции, при которой культурный плюрализм только поощряется, наиболее эффективна.

В США одно время проводили политику «плавильного котла», направленную на создание идентичности путем смешения всех народов, размывания отличительных особенностей, но вскоре поняли, что это тупиковый путь, и американская нация довольно успешно эволюционирует в виде плода синергии огромного числа культурных идентичностей. 

Собственно, и российская культура нередко справедливо воспринимается как сумма русской, татарской, осетинской, мордовской, украинской, марийской, чеченской, якутской, еврейской, армянской и многих-многих других национальных культур, но не просто сумма, а образующаяся при сложении слагаемых новое качество, сплав мудрости и опыта наших предков, симфонию достижений национальных гениев, залог мирного и многообещающего будущего. Известный британский историк и философ Арнольд Тойнби, апологет цивилизационного подхода, обращал внимание на присущую России веру в особую судьбу и вселенскую миссию. И он не был одинок в своем взгляде.

Иные, неглубокие, люди зубоскалят над подобным определением (и предопределением), предпочитая закрывать глаза на то, сколько произведений искусства небывалой духовной силы создано в России (в этом отношении мы точно среди величайших цивилизаций), сколько научных прорывов совершено нашими учеными, российской цивилизацией в советском исполнении разгромлен нацизм, грозивший человечеству истреблением, и впервые реализованы чаяния человечества о полетах в космос. 

И в духе православной соборности, и под красным знаменем, и ныне, в демократическом контексте, перед Россией стоят серьезнейшие вызовы, но, вместе с тем, открываются и грандиозные горизонты, и новые победы и достижения неминуемы, однако исключительно в случае продолжения, пусть и в рамках обновленного дискурса, упора на общее культурное поле, скрепляющее нацию. Абсолютно логичное и отвечающее интересам каждого жителя России, увы, в наше непростое время то и дело подвергаемое нападкам и издевкам, а потому должное поддерживаться институтами государства и гражданского общества. Это такая же насущная потребность, как и улучшение качества медицинской и образовательной сферы, интенсификация мер по охране окружающей среды, усиление реальной борьбы с коррупцией. 

Федор Михайлович Достоевский в нашумевшей «пушкинской речи» (1880), заявлял о «всемирной отзывчивости русского народа», под которой подразумевается способность проникаться духом культуры других народов, усваивать и перевоплощать их суть, что нашло выражение и в пушкинской поэтической вселенной. Я бы дополнил постулат Достоевского:

все народы многонациональной России способны к воспитанию в себе «всемирной отзывчивости», имея уникальный облик, с уважением и пониманием примечать столь же уникальные черты соседей по Дому - Отечеству, осознавая братство и сестринство. 

Также, как удивительно одаренная личность не сумеет достичь высот без труда, так кропотливый труд нужен и в созидании единства нации. Большими тиражами должны печататься красочные хрестоматии со сказками, пословицами, загадками народов России, чтобы с самого младшего возраста, посредством фольклора, знакомить детей с разнообразием культур родной державы, при этом красной нитью должен проходить посыл о том, что такие издания – золотой фонд единого древа российской нации, берущего начало из множества благодатных корней. Аналогично необходимо тиражировать поэтические альманахи, серии романов, альбомы с картинами и фотографиями, музыкальные диски и киноленты.

Вместо скандальных шоу на федеральном ТВ следует чаще показывать документальные фильмы о красотах родной страны, простых тружениках и творческих людях, колорите регионов. Важным вкладом в укрепление единого культурного поля станет поддержка внутреннего туризма, разработка примечательных маршрутов, создание этнопарков, усиление просветительской работы в учреждения культуры, музеях, библиотеках, а также на предприятиях, в случае с частным бизнесом - в рамках социально направленных программ частногосударственного партнерства. 

Помимо работы по популяризации классической культуры и поддержки современных талантов, надлежит выявлять неадекватные тенденции, не только экстремистские лозунги, но и разрушительные мифы и клише, вбивающие клинья между отдельными гражданами и целыми народами: эти язвы тут же следует удалять, но, по возможности, обходясь без репрессивных мер - проводить профилактическую работу, фактами развеивать заблуждения, проводить открытые дискуссии, которые, вдобавок, посодействуют совершенствованию демократических институтов. 

Глупо устраивать «охоту на ведьм», ополчаться на День Святого Валентина или Хэллоуин, запрещать их отмечать, но нужно ярче справлять традиционные праздники народов России, Масленицу и Сабантуй, Навруз, Исыах, Иванов день, ведь в них заложена неимоверная привлекательность, все эти праздники (список, естественно, не ограничивается упомянутыми) можно раскрутить до уровня всемирных брендов.

Хотелось бы, чтобы создавалось больше сетей питания с национальными блюдами, пестрота и неповторимость России может стать модной, и неувядающая мода перестанет ограничиваться узким набором стереотипов, вроде матрешек и балета, в которых нет ничего плохого, но которых слишком мало даже на уровне первичного, базового, восприятия для полноценного ощущения красоты и гармонии России.

Народы России бок о бок отстаивали родную землю, свободу, могилы предков, благополучие потомков от натиска свирепых завоевателей в годы Великой Отечественной, теперь вместе маршируют в колоннах Бессмертного полка, но должны быть вместе вообще во всем, в этом - наша мягкая сила, гарантия счастливого будущего, здоровой и сильной России. 

Ринат Камалиев

289


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95