Кофеманам в ближайшее время придется несладко: эксперты говорят о том, что к лету порция капучино, латте или американо подорожает примерно на 15%, да еще и станет хуже качеством. Между тем ожидать, что москвичи откажутся от кофе навынос, давно ставшего неотъемлемой частью городского натюрморта, не стоит — скорее уж будут переплачивать.
Россия уже давно не отличается от Америки и Европы по количеству бегущих куда-то по улицам людей с неизменным атрибутом современной жизни в руках – стаканчиком дымящегося ароматного кофе. Кофейни нынче не только в центре мегаполисов чуть ли не в каждом доме — в спальных районах тоже повсюду можно получить латте с ореховым сиропом или даже какой-нибудь мудреный флэт-уайт.
Диапазон цен на кофе практически безграничен — от «ничего» до «очень дорого». Например, стакан капучино объемом 300 мл может стоить 105 рублей в точке быстрого питания, или 160 рублей в подземном переходе, или 340 рублей в кафе люксового супермаркета. В дорогой сети московских кофеен цена достигает 650 рублей.
Растущий тренд на готовую еду и напитки вынудил, как все заметили, даже крупных розничных ритейлеров активно продвигать в своих магазинах услугу «кофе на вынос». Самая низкая цена, которую мы нашли, – в сети бюджетных супермаркетов: 99 рублей за стаканчик капучино 270 мл. В онлайн-каталогах двух других продуктовых сетей капучино 300 мл оценен в 120 или 170 рублей.
Как сообщают разные источники, к началу лета эта цена должна вырасти примерно на 15%. Маленькая порция капучино подорожает примерно до 200 рублей. Причины – неурожай из-за засухи, проблемы с транспортировкой и дефицит рабочей силы в странах, где кофейные зерна выращиваются.
«Мы не знаем, когда у нас повысятся цены на кофе, но я поняла, о чем вы – прошли такие новости, – сказала нам продавец кофе в подземном переходе. – Если поставщики повысят цену на зерна, тогда и нам придется повысить. Мы работаем только с бразильской арабикой». Как указано на сайте этой сети кофеен, они лично летают в Бразилию и закупают там кофейные зерна, а затем обжаривают их на своем заводе.
«Я почти каждый день, когда работаю, покупаю себе капучино за 200-250 рублей, – рассказывает 28-летняя москвичка Юлия. – Если подорожает, то больше 300 рублей я платить не стала бы. Как вариант – буду брать с собой из дома в термокружке, у нас капсульная кофемашина, это в любом случае будет дешевле».
«Каждое утро по дороге на работу и еще в обеденный перерыв покупаю капучино за 340 рублей (кофейня в супермаркете), – говорит москвич, работник крупной компании Евгений. – Если подорожает, то чашечку капучино в день, думаю, смогу себе позволить по любой цене».
Возникает вопрос: выживут ли уличные точки «кофе на вынос», если люди сократят потребление любимого напитка из-за выросшей цены?
Как подтвердила в беседе с корреспондентом «МК» доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова Светлана Ильяшенко, за последние пять лет спрос россиян на кофе существенно вырос, причем в большей степени за счет потребления в формате «на вынос», а не в заведениях общепита.
По данным аналитической компании, за 2023 год российский сегмент рынка кофе «на вынос» прибавил 21% и составил почти 103 млрд рублей. Увеличилось и число кофеен (как классических, так и точек «на вынос») – если по итогам кризиса 2022 года количество кофейных заведений сократилось почти на треть, то за 2023 год в городах-миллионниках число кофеен выросло более чем на 10%.
По словам экономиста, кофе стал как никогда доступен покупателю, причем как с точки зрения расширения географии точек (в крупном городе сейчас трудно найти место, где бы не продавали кофе), так и по цене. Если в кофейне средний чек по итогам 2023 года превысил 600 рублей, то в сегменте кофе «на вынос» он составил 189 рублей.
– В целом примерно 60% населения нашей страны пьет кофе, причем существенный вклад в выручку кофеен вносят платежеспособные кофеманы-молодые люди 18-25 лет, – рассказывает Ильяшенко. – Мы можем смело говорить, что после пандемийных ограничений у россиян сформировалась устойчивая привычка пить кофе: стаканчик бодрящего напитка «на вынос» уже стал неотъемлемой частью повседневной рабочей жизни.
Если анализировать вкусовые предпочтения россиян, то вот уже который год подряд около 40-45% продаж приходятся на капучино, за ним со значительным отставанием идут латте и классический американо.
Экономист отметила, что рост цен на кофейное зерно вообще-то происходит ежегодно. Так, самый популярный сорт арабика с 2020 года подорожал практически вдвое – из-за локдауна, перебоев с поставками, неурожаев, скачков курса доллара, роста цен на упаковку. В результате кофейни были вынуждены пересмотреть состав кофейной смеси в сторону увеличения доли более дешевой робусты. Изменение качества готового напитка частично позволило сгладить рост цен.
- Из чего складывается себестоимость чашки кофе?
- Из нескольких составляющих. На кофейные зерна приходится порядка 10-12%. Молоко, сахар, стаканчик с крышкой и «мешалки» для кофе – это еще около 12-15%. Однако самая большая статья расходов предпринимателя – фонд оплаты труда работников, в среднем это 25-30%. Плюс налоги, расходы на аренду, коммунальные платежи, эквайринг. И темпы роста всех затрат, увы, не радуют предпринимателей. Так что вопрос выживаемости бизнеса сводится к показателю рентабельности. При росте себестоимости вариантов всего два: либо сокращать свою норму прибыли, либо увеличивать цену для покупателя.
По словам эксперта, в целом рынок сумел адаптироваться и к перестройке логистических цепочек, и к росту цен на кофейное зерно. Но определенные негативные изменения в ближайшей перспективе будут оказывать влияние на рост цен готового напитка для покупателя. Прежде всего, это выбор продавца в пользу менее качественного и более дешевого сырья. Рост цен будет продолжаться, и цены на кофе в кофе-поинтах тоже будут расти. Да, не галопирующими и резкими скачками, но плавный рост в 10-15% обеспечен, ведь расходы на кофе – одни из последних, от которых откажется россиянин.
ИРИНА БРИЧКАЛЕВИЧ