Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Комнаты матери без ребёнка

Наталья Осипова станцевала «The Mother»

На сцене МХАТа имени Горького прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова представила собственный проект — танцевальную драму «The Mother», поставленную по сказке Андерсена хореографом Артуром Питой. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

В кои-то веки мы обскакали передовую Англию: спектакль «The Mother», мировая премьера которого состоялась на прошлогоднем Эдинбургском фестивале, прошел в российской столице на месяц раньше, чем в Лондоне. К чести москвичей, огромный зал МХАТа оказался заполнен, несмотря на то что заранее было известно: в «Матери» (которой во избежание путаницы с романом Горького оставили английское название) классическая балерина Осипова не будет танцевать «балет». Похоже, классики ей хватает и по месту работы в Ковент-Гардене; все ее личные проекты связаны с современным танцем разной степени радикальности. В этом смысле с «Матерью» не сравнится ни один из них. И уж точно можно поручиться: ни одна классическая балерина никогда не отваживалась на столь безоглядный физиологизм и натуралистичность, каких потребовал от Осиповой хореограф Артур Пита в своем жестоком и несентиментальном спектакле.

Сказка Андерсена «История одной матери» тоже, конечно, не для чтения детям на ночь. В ней речь идет о матери, которая в погоне за Смертью, похитившей ее ребенка, идет на чрезвычайные жертвы: поит своей кровью Терновник, отдает глаза Озеру, волосы — смотрительнице Сада Смерти. Но, заглянув в безнадежное будущее, которое ждет ее выжившее дитя, оставляет попытки его спасти и просит прощения у Господа за сопротивление Его воле.

Религиозный финал сказки создатели спектакля заменили реалистическим и открытым: после всех перипетий и ужасов мы видим уснувшую беременную женщину — то ли ей приснился кошмар, то ли во сне она вновь пережила ужас утраты первенца. И романтический флер сказки с путешествием героини по заснеженным лесам, озерам и садам в «Матери» вытравлен с корнем — все сказочные вымогатели приняли антропоморфный и оттого еще более жуткий вид. Озеро стало слепым паромщиком, терновник — садистского вида дамой с секатором, есть еще дородная старуха без лица, косматая седая ведьма, доктор, любовник героини и Смерть в черном латексе с макушки до пят; все роли, виртуозно меняя пластику и повадки, исполняет великолепный Джонатан Годдард. Художник Янн Сеабра выстроил на поворотном круге обшарпанную спальню с оборванными обоями, плетеной колыбелью и тусклым зеркалом, кухню с рассохшейся мебелью и древним радиоприемником, загаженную ванную с кафельной ванной и железным умывальником — все мытарства Матери происходят в пределах ее собственной квартиры, которую авторы считают похожей на советскую.

Из радиоприемника несется русская речь, инфернальная безликая бабка, срисованная с деревенских кукол-моталок, одета русской крестьянкой; любовник является героине в солдатской пилотке и защитного цвета плаще. А колыбельная на стихи Есенина естественно вплелась в поразительно конкретную и одновременно образную музыкальную партитуру, которую авторы Фрэнк Мун и Дэйв Прайс исполняют вживую, восседая по бокам сцены среди множества инструментов и всяческих звуковых приспособлений. Русский акцент явно сделан в расчете на Наталью Осипову: спектакль, требующий такой степени самообнажения, сил и мужества, должен давать протагонистке прочную душевную опору. А Наталья, с ее старомосковской, «мочаловской», исповедальной манерой сценического существования — несомненно, прежде всего русская актриса.

Весь спектакль она практически не уходит со сцены. Весь спектакль экстремален по актерским задачам — в каждой сцене героиню ждет очередное чудовищное испытание. По велению безликой бабки она отплясывает русскую, сбивая босые ноги; выпутывается из колючей цветочной проволоки, раздирая в кровь тело и руки; ложкой ей выдавливают глаза — три эпизода балерина танцует «вслепую», с кровавой марлей на лице; она баюкает мертвого ребенка, топится в ванной, гоняется за Смертью, да и с любовником не нежится — единственный лирический дуэт полон силовых поддержек.

Нельзя сказать, что Осипова прекрасно танцует — техника танца здесь неотделима от пластической и актерской партитуры роли, а саму роль Наталья не играет, а проживает с такой органичной истошностью, что оценки и сравнения неуместны — другой Матери просто не может быть. При этом избыточной мимики — открытого рта, заломленных бровей, чем балерина частенько грешит при исполнении классических партий,— Осипова здесь себе не позволяет, доверяя телу выражать душевные муки, не боясь быть некрасивой, жалкой, корявой и сломленной.

Удивительным образом эта русская балерина с открытым и неукротимым темпераментом нашла идеального автора в английском португальце Артуре Пите, чей национальный мистицизм, замешанный на черном юморе и гиперреализме, естественно привился в британской театральной культуре. Его «Факада» и «Мать» оказались самыми яркими среди современных работ Натальи Осиповой. И наверняка не последними.

Татьяна Кузнецова

Источник

309


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95