Каждый из нас сталкивался с тем, что, когда смотришь на очередной магнум опус от художника, скульптора, кинодела или режиссёра, невольно хочется сказать «что это за хрень?»
И вот самое важное здесь – не переусердствовать с критикой.
Разумеется, я говорю об объективной критике, а не из серии «мне это не нравится, потому что это плохо или я такое не люблю».
С одной стороны, критика закаляет художника (в широком смысле этого слова), она помогает двигаться дальше, но и в её силах тормозить рост человека. Добавлять ему комплексов и отбивать желание продолжать.
Где был бы Дали, если бы все ему говорили, что надо завязывать с этим наркотическим трипом и бросить это занятие?
А где оказался Гитлер, который мечтал стать художником?
Или Дэвид Линч, если бы он прислушался к критике фильма «Голова-Ластик».
Пьесы Чехова называли грязью и дурновкусием. Теперь он – один из лучших драматургов в мире.
Или Гребенщиков, который выслушал столько критики в свой адрес, что этих критических статей больше, чем текстов песен, которые когда-либо записывала группа «Аквариум».
Кстати, недавно переслушивал в очередной раз концептуальные альбомы того же «Аквариума» («Треугольник»), «ДК» («Непреступная Забывчивость») и «Поп-Механику» Сергея Курёхина.
Точнее всего описал концептуализм Сергей Жариков – лидер группы «ДК».
«… способом производства мысли является авторское письмо, демонстрирующее само становление смыслов и продолжает процесс разрыва становления в ткани расчисленного механического времени и пространства, совершая то самое действие „временения современности“, которое маркирует время ощущением первостатейной новизны и превращает его в самостоятельный художественный артефакт».
То есть само исполнение отходит на второй план. Главное – мысль, заточённая в камень, музыкальный альбом, в картине художника или киноленте, а не её воплощение.
И, конечно, это надо учитывать, когда ты оцениваешь, то или иное современное произведение искусства.
Например, есть электронная группа «Deadушки», которая постоянно экспериментировала со звуком и эффектами. Например, в одну песню они добавили биение сердца ребёнка, находящегося в чреве матери на 7 месяце беременности.
Послушав песню, вряд ли бы хоть кто-то догадался об этом. Но узнав это, вы уже никогда не будете слушать эту же песню так же, как раньше.
Именно поэтому стоит быть терпимее. В конце концов, никто не заставляет любить или даже уважать художника, но поливать грязью, призывать отказаться от своего дела, устраивать травлю или массовую истерию вокруг какого-то произведения – неумно и некрасиво.
Не стоит рубить с плеча и ксенофобским или даже фашистским взглядом оценивать что-то, что вы не понимаете. Может быть, перед вами новый Чехов или Дэвид Линч, а так это или нет – покажет и рассудит время.
Сергей Брыляков