Проводя консультации по семейным проблемам, я довольно часто сталкиваюсь с интересным феноменом. Запросы «мы часто ссоримся», «не можем ужиться», «не находим общего языка с детьми» не всегда имеют под собой психологическую основу. Безусловно, базой таких жалоб может быть объективная демографическая и социальная ситуация, например, недостаточная жилплощадь или дефицит автономии (т. е. проживание с родителями, родственниками). Эти ситуации можно изменить и без психоанализа. Но главной причиной нередко становится незнание и, соответственно, несоблюдение этикета.
Давайте посмотрим на некоторые правила этикета с точки зрения их значения для душевного комфорта и благополучия.
Немного истории
Этикет сам по себе возник как необходимость выживания. Не случайно регламентированные отношения появились в «горячих точках» человеческих отношений.
Так, первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир, условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета.
Затем возник придворный этикет, и уже после гражданский, во многом схожий с придворным, но значительно упрощенный.
Это так, если рассматривать этикет как официально прописанный протокол. Отношения же между людьми всегда регламентировались обычаями, верованиями, правилами, которые передавались устно из поколения в поколение. Все это делалось, по сути, для сглаживания конфликтов.
Возможно ли жить без конфликтов? Ответ «да» будет утопичным.
Все люди разные, значит, у всех разные потребности и интересы, и семена конфликта мы несем в себе с момента своего появления на свет. Поэтому главным условием счастья является умение правильно конфликтовать друг с другом.
И далеко не всегда здесь имеют значения травмы из детства или неотреагированные эмоции. Очень часто мы заблуждаемся по поводу собственного уровня воспитанности и интеллигентности, и особенно искренне мы это делаем в рамках семьи.
А ведь иногда, как бы удивительно это не звучало, достаточно следовать общеизвестным правилам, чтобы наладить коммуникации с другими.
Исследователями описывается целый спектр коммуникативных функций речевого этикета:
- речевой этикет способствует установлению контакта между собеседниками;
- привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;
- позволяет засвидетельствовать уважение;
- помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.);
- формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
Только представьте:
- всего лишь 7% информации мы передаем друг другу непосредственно словами,
- 38% интонацией;
- 55% жестами.
Поэтому 93% невербального общения всегда имеют стратегическое значение для установления и дальнейшего благополучного развития контакта.
Вероятно, именно поэтому этикет не обошел вниманием и требования к интонационному оформлению высказывания и жестикулированию.
В соответствии с этикетными правилами интонация не должна указывать на пренебрежительное или покровительственное отношение, намерение поучать собеседника, агрессию и вызов.
В особенности это касается разного рода вопросительных высказываний.
Например, один и тот же вопрос: "Где Вы были вчера вечером?" допускает разную интонацию в зависимости от того, кому и кем этот вопрос адресован:
начальником – подчиненному,
представителем следственных органов – подозреваемому;
одним приятелем другому;
одним собеседником другому в ходе светского разговора и т.д.
Неприлично при разговоре вертеть предметы в руках, переступать с ноги на ногу, отворачиваться от собеседника, разглядывая что-то вокруг, забрасывать ногу на ногу и болтать ногами, слишком близко или далеко присаживаться, прикасаться без надобности и покровительственно (рука под локоть, хлопки по плечу) и т. п.
Эти правила не меньше касаются и мимики лица. Любые вежливые слова меркнут на фоне невежливых интонаций, жестов и выражений глаз собеседника-невежи.
Поразительно, сколько проблем можно решить (или создать) одной только переменой интонации и взгляда.
Давайте рассмотрим еще несколько правил.
Правило: «Кто бы вы ни были — директор, академик, пожилая женщина или школьник, — входя в помещение, здоровайтесь первым».
Да, поздоровавшись первым, вы можете разрядить психологическое напряжение всех присутствующих в помещении, снимете претензии к себе, избавите себя от ряда ненужных оценок и иронии (мысленных или озвученных).
Уйти по-английски можно, а зайти - не получается. Это настолько элементарно, и, казалось бы, как этого можно не знать? Но согласитесь, что на деле каждый может вспомнить вошедшего человека, который не счел нужным поздороваться с присутствующими.
Правило: «Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам».
Это правило гарантирует зарождение чувства общности, симпатию и расположенность друг к другу, залог будущей позитивной коммуникации с еще незнакомым человеком. Причастность к другим, принятие – это же один из способов избавления от стрессов и депрессий.
А сколько проблем и конфликтов можно избежать, если «не смеяться слишком громко, не общаться шумно, не разглядывать людей пристально».
Просто потому, что это может быть оскорбительным для кого-то. Т. е. это правило позволяет не унизить невзначай тех, кто вас окружает, и кого вы не знаете, и опять же погасить конфликт в зародыше.
Понаблюдайте, как в обычной жизни любой спор неминуемо превращается в конфликт.
Хотя спор мог бы стать источником новых мыслей и обогащения опытом оппонента.
Поэтому особенно интересны правила спора и ведения дискуссии.
«Спор должен быть обоснован и убедительно аргументирован.
В процессе спора вы стремитесь убедить, а не уязвить, тем более обидеть «противника».
Истинность ваших доводов должна быть безупречна.
Деловой спор всегда требует последовательной связи цепи этих доводов.
Исследователи утверждают, что у человека, умеющего применять на практике приемы логического доказательства, шансы победить в индивидуальном и публичном деловом споре выше, чем у людей, незнакомых с логикой. Кстати, этим и объясняют включение курса логики в программу некоторых школ бизнеса.
Стиль поведения в деловом споре должен быть вежливым. Выдержанный и вежливый человек имеет большие шансы на победу.
Красноречие должно сменяться молчаливым вниманием.
Горячность и неврастеничность неуместны.
Главное в индивидуальном споре - аргументы, логика и доказательства. Мимика, жесты, междометия и восклицания в качестве аргументов не принимаются».
Ну, как можно умудриться поссориться и не прийти к пониманию, если соблюдать эти рекомендации этикета, даже если внутри бушуют конфликты и противоречия?
С последними же можно разобраться при помощи психологических консультаций.
Данная статья не посвящена правилам этикета как таковым, изучить их можно в самостоятельном режиме или на специальных углубленных курсах. Миссия затронутой темы – обратить внимание читателей на ценный аспект, который может укрепить и гарантировать наше психологическое благополучие сам по себе и практически даром.
Беречь друг друга, родных, близких, знакомых и незнакомых – это ли не прямая дорога к счастью и успеху?