Такого "возрастного" кино у нас давно не было. Его не хватает. По разным причинам, одна из которых: трудно сделать так, чтоб было интересно, чтоб увлекало, чтоб верилось. Не знаю, хотелось бы верить. А подобные рецензии все-таки вдохновляют пойти в кинотеатр и составить собственное мнение... Снова плохо или неожиданно хорошо?
Марк Игоревич Максимов, редакция "1001.ру"
В начале апреля на экраны страны выходит лента "Коробка" режиссёра-дебютанта Эдуарда Бордукова. Подростковая картина о дворовом футболе на поверку оказывается серьезным высказыванием на тему межнациональной вражды, разворачивающейся на фоне одного из спальных микрорайонов столицы.
Москва, наши дни. Костя – одаренный футболист, с утра до ночи гоняющий мяч с друзьями во дворе, никак не решается подойти к тренеру молодежной команды "Спартака", занимающейся неподалеку. Однажды, придя на дворовую площадку, Костя и его друзья – Мел, Танцор и Серж, обнаруживают на своем любимом месте тренировок аналогичную команду ребят-кавказцев, во главе с Дамиром – юным профессиональным футболистом. Возникший из-за коробки непримиримый спор решит честный поединок – турнир до двух побед. Проигравший навсегда покинет место тренировок. Тем более, что коробка - лишь повод для конфликта…
Спустя 25 лет после развала Союза тредцатишестилетний режиссёр, представитель последнего поколения, помнящего системные постулаты об имперском интернационализме, снимает честную картину о сегодняшнем дне. При этом, для своего социального высказывания Бордуков избрал отнюдь не радикальную форму. Напротив, "Коробка" - пример крепкого зрительского кино, чётко сконструированного по всем законам классической драматургии – редкий случай для отечественного кинематографа. Контрапунктом к основной теме спортивного поединка является сложнейший разговор о проблеме межнациональных отношений в крупных городах России. И разговор этот, на столь щекотливую и острую тему, проведен весьма тонко и корректно по отношению ко всем конфликтующим сторонам.
Первым уроком толерантности для моего поколения сорокалетних стал 1988-й, когда на фоне вспыхнувшей войны и страшного землетрясения в Нагорном Карабахе десятки тысяч людей бежали из кавказских республик в Москву, Ленинград, Одессу... Мы все знали про "15 республик, 15 сестёр", однако практически никто не был готов предоставить нежданным гостям собственную спальню. После развала Союза в 90-х красавица Москва превратилась в огромный вонючий прилавок, хозяевами которого стали в основном выходцы с Кавказа. Столичные спальники заполонили горцы, плохо говорящие по-русски, зато хорошо владеющие ножом и костетом. Зеркалом происходящего стал фильм Алексея Балабанова "Брат", где Данила Багров, приструнив распоясовшегося кавказца, в ответ на его реплику: "Прости, брат", парирует: "Не брат ты мне, гнида черножопая!".
Прошло 20 лет. Многие выходцы с Кавказа ассимилировались и благополучно интегрировали в славянское общество, а место пришлых в Москве и других крупных городах России заняли многочисленные гости из Средней Азии. Старшему поколению Бордуков рекомендует смириться и принять ситуацию такой как она есть, ибо процесс необратим. Выстраивать же новое цивилизованное толерантное общество режиссер доверяет молодым, ибо они – люди иной формации. Одна из важнейших сцен фильма – разговор Дамира с отцом. На реплику отца: "Не забывай, мы всё-таки тут в гостях", Дамир резко откликается: "Это ТЫ в гостях. А я тут родился!". Круг замкнулся. Нам понадобилось 20 лет чтобы прийти от тотального отторжения к пониманию реального положения вещей.
Дамир в картине Бордукова – представитель новой формации кавказцев, людей принявших и впитавших в себя славянскую культуру и ментальность, при этом сохранивших свою национальную самобытность. Равно как и Костя – представитель нового поколения молодых россиян, коим посчастливилось проскочить "лихие 90-е", оставившие неизгладимые рубцы на подкорке миллионов соотечественников, портреты которых также прекрасно выписаны в фильме – это родители главных героев. Отец Кости работает охранником и, сетуя на судьбу, как водится, во всем винит пришлых, оказавшихся ловчее, изворотливее, успешнее. Ключевую пару отца и сына в картине сыграли аутентичные Олег Васильков и Сергей Романович, удивительным образом оказавшиеся ужасно похожими друг на друга, отчего история обрела ещё более жизненный привкус.
Эмоционально и стилистически картина в лучшем смысле напоминает "Вестсайдскую историю" Роберта Уайза и Джерома Роббинса, с её каменными джунглями, плечистыми парнями и молодой энергией, льющейся с экрана. Удивительно, как тема непримиримой межнационально вражды, остро стоявшая для американских кинематографистов в 60-е, спустя 55 лет отозвалась в российских авторах, явив вполне бытовой, внятный и честный разговор о наболевшем. В итоге получилось крепкое семейное кино, где и родителям, и детям-подросткам будет о чем задуматься во время просмотра, а главное - будет что обсудить после. Конечно обидно, что ввиду жестких реалий современного отечественного кинопроизводства, второй актерский план получился провальным. Не все актерские решения оказались удачными, но главные герои получились яркими, сочными и достоверными. А потому у многих потенциальных зрителей есть шанс увидеть на экране самих себя.
Мария Безрук