Один из самых известных режиссеров 1970-х годов Фрэнсис Форд Коппола возглавил Ренессанс в американском кинематографе, предвещая Золотой век, который ознаменовали его классические фильмы «Разговор» и «Апокалипсис сегодня» во главе с главным достижением его жизни — фильмом «Крестный отец».
Фрэнсис Форд Коппола является не только одним из самых богатых, но также и самых великих режиссеров всех времен. Однако, есть такое мнение, что его режиссерский стиль не совместим с современной киноиндустрией, особенно в Голливуде. В последнее время мы мало что слышим о Фрэнсисе Форде Копполе. За двадцать последних лет вышло всего пять его новых фильмов, ни один из которых не имел громкого успеха. Последним шедевром Копполы стал «Дракула Брэма Стокера», вышедший в 1992 году и удостоившийся премий «Оскар» и пяти «Сатурнов».
Коппола привык работать с размахом и делать качественное кино. Режиссер получал немало предложений от голливудских киностудий, но, по его собственным словам, он просто не готов тратить столько на то, чего от него хотят. Пока Коппола больше времени уделяет виноделию, чем кинематографу, мы предлагаем вспомнить 5 лучших классических фильмов в творчестве Фрэнсиса Форда Копполы.
ЛЮДИ ДОЖДЯ
Еще до выхода «Крестного отца» и всемирной славы Фрэнсис Форд Коппола вместе с Джеймсом Кааном и Робертом Дювалем снял фильм «Люди дождя» — экспериментальное и экзистенциальное углубление в человеческий характер.
Ширли Найт играет Натали, беременную домохозяйку, которая устала от своей обыденной жизни. Она оставляет мужа и отправляется в путешествие в надежде найти некую разрядку. На своём пути Натали встречает множество необычных людей, в том числе зловещего незнакомца по прозвищу Киллер и одинокого патрульного с шоссе. «Люди дождя» - это необычная, весьма гипотетическая проба пера Копполы, столь же провокационная и некоммерческая, как и все фильмы на рассвете его карьеры. Кстати, ассоциированным продюсером этого фильма выступил тогда еще никому не известный Джордж Лукас.
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ
Говоря о Копполе, невозможно не упомянуть этот фильм, так как он является его главным и наиболее известным достижением. «Крёстный отец» вполне может поучаствовать в соревновании по цитируемости. Это история о криминальной династии Корлеоне с Марлоном Брандо в роли Крёстного отца и начинающим и никому неизвестным тогда Аль Пачино в роли младшего неприметного сына Майкла. Фрэнсис Форд Коппола посвятил немало времени эволюции Майкла от скептического аутсайдера до нового лидера мафии. А продолжение — «Крёстный отец. Часть II» был признан самым лучшим сиквелом в истории кинематографа. «Крёстный отец» получил «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший актёр» и «Лучший адаптированный сценарий». Этот фильм до сих пор считается одним из самых значительных в истории кинематографа.
РАЗГОВОР
Это напряженный и блестяще сыгранный триллер с Джином Хэкменом в роли Гарри Кола, эксперта по прослушке, которого наняли, чтобы записать разговор молодой парочки на людной площади Сан-Франциско. Он лучший в своем деле, но на этот раз услышанная беседа каким-то загадочным образом тронула его. Кол понимает, что если он отдаст эту запись заказчику, может произойти убийство. Перед «жуком» становится нелегкий выбор. На протяжении всего фильма Коппола постоянно заворачивает сюжет всё в более и более темные уголки. Роль Хэкмена, трагическая и постоянно взывающая к морали, стала одной из лучших в выдающейся карьере актёра. «Разговор» получил две «Золотые пальмовые ветви», а также три номинации на «Оскар».
АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ
Свою вторую награду в Каннах Коппола получил благодаря фильму «Апокалипсис сегодня». Этот фильм показал, что необязательно съемки должны проходить гладко, чтобы в конце получился шедевр. Ужасные погодные условия, сердечный приступ одного из ведущих актёров, а также дисфункциональное поведение другого (Марлон Брандо, который должен был похудеть для роли и ознакомится с книгой Джозефа Конрада, не только не сделал этого, но даже не прочел сценария) - ничто не помешало шедевру состояться.
Коппола: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума».
Впрочем, такая дезориентация на съемках передалась настроению самого фильма, что сыграло ему на пользу. Чрезмерно реалистичный фильм «Апокалипсис сегодня» углубляется во Вьетнамскую войну с одновременно гуманной и трогательной перспективой, что выгодно выделяет его на фоне многих других фильмов на эту тему.
ДРАКУЛА БРЭМА СТОКЕРА
Поразительно притягивающая и до ужаса реалистичная, эта история о вампирах в руках Копполы превратилась в лучшую экранизацию классического романа. Выбор Гэри Олдмена, который, подобно хамелеону, перевоплощается в любого героя, на роль бессмертного графа Дракулы стал судьбоносным для этого фильма. Впрочем, и весь актёрский состав (за исключением Киану Ривза, которому так и не удалось убедительно сыграть английского джентльмена) был на высоте: Вайнона Райдер, Том Уэйтс и, конечно же, Энтони Хопкинс в роли охотника на вампиров Авраама Ван Хельсинга. Коппола и сценарист Джеймс Харт слегка изменили облик романа, добавив в него любовную линию Дракулы. Также в качестве вампира Олдмен принимает различные формы: от румынского рыцаря в самом расцвете сил до бледного старого отшельника со странной прической. Великолепные костюмы, сценография, грим, потрясающий актёрский состав и энтузиазм Копполы вылились в романтический фильм ужасов.
Классика, снятая Фрэнсисом Фордом Копполой в 1970-х, по-прежнему актуальна и художественно привлекательна. Что можно сказать о человеке, который подарил нам сагу «Крестный отец», человеке, два фильма которого были одновременно номинированы на «Оскар» в 1974 году? Только одно: очень жаль, что мы больше не видим его фильмов в кинотеатрах.
Автор: Елена Яковлева