Сколько себя помню (ещё со школьных лет), всегда и все обсуждали маленькую, унизительную зарплату учителей.
Посылы всегда были одни и те же.
Если мы хотим добиться, чтобы страна стала передовой в мире, нужно не жалеть тратить деньги на учителей.
Если мы будем давать хорошие знания нашим ученикам, наша жизнь изменится к лучшему. Следовательно, надо проявлять заботу об учительстве.
Некоторое время, в 60-х годах, я работал в «Учительской газете». В день редакция получала до 150 писем. Больше всего писали сельские учителя: «Расскажите о наших льготах», «у меня отбирают участок, что делать?», «полагаются ли нам доплаты?», «как жить на нищенскую зарплату?», «должны ли доплачивать за классный час?», «директор свирепствует, как его укротить?», «полагаются мне льготы на дрова или нет?», «нашу школу не топят, спасите!», «как сделать, чтобы провели канализацию?».
Вопросов тысяча, и они всё время были одни и те же: как жить и на что жить.
Могу только удивляться, как наши учителя оставались всё-таки в школе и учили детей.
Много раз на разном уровне я говорил о том, что на учителях нельзя экономить.
Однозначно, учителей мы не любим. Если бы любили, обеспечили бы квартирами, смогли бы поднять им зарплату в два-три раза (а хорошо бы в четыре-пять раз), определили бы набор льгот по оплате коммунальных услуг, проявили бы заботу об их здоровье, помогли бы побывать в лучших музеях мира, оплатив дорогу и гостиницы.
Учитель не должен быть ущемлённым ни в чём.
А у нас нередко учителю не в чем пойти в класс на урок.
А у нас нередко учитель стесняется пойти на торжественный вечер, ибо у него нет выходного платья.
Говорим, в школе должны быть мужчины. Но мужчина — кормилец, а какой же ты кормилец, если получаешь 12-15 тысяч!
Это стыдно, это грустно, это ужасно.
Обо всём этом я думал, читая небольшую заметку в интернете о том, что Валентина Ивановна Матвиенко, самая влиятельная женщина в стране, попросила 100 миллиардов рублей для обеспечения безопасности учебных учреждений России.
Валентина Ивановна — председатель Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Куда эти деньги пойдут? На закупку и установку новых охранных устройств в школах.
Это же заказ производителям камер, систем распознавания лиц.
Всё делается для того, чтобы в школу не мог проникнуть посторонний: хулиган, бандит, вор.
А воры, бандиты и хулиганы проникают в учебные заведения. Нередко в этой роли выступают сами старшеклассники. Надо по-другому воспитывать людей. Камеры не помогут.
Можно потратить ещё 200 миллиардов, а то и 300, а количество преступлений не снизится. Правда, десяток-другой бизнесменов станут не просто богатыми, а супербогатыми.
В пору моего детства ни в одной школе не было охранника. Только нянечки. Они гардеробщицы и уборщицы.
Крутятся огромные деньги. Ах, если бы эти деньги потратить на повышение зарплаты учителям!
Или потратить эти 100 миллиардов, а ещё лучше — 200 миллиардов на воспитание детей, на развитие кружков, секций, создание детских театров, проведение различных олимпиад.
Если мы хотим изменить наше общество, надо начинать с яслей. Разработать серьёзную программу воспитания и заняться её реализацией.
Дети должны вырастать в атмосфере добра и нежности. Нельзя маленьких детей ругать, необходимо развивать способности у каждого малыша и нужно научить родителей правильно воспитывать детей.
Я много раз писал на эту тему, бесчисленное количество раз говорил об этом на различных собраниях. Обсуждал проблему учительства с министрами образования и, к сожалению…
Да, помню свои беседы с Михаилом Прокофьевым — министром просвещения СССР. Умный хороший человек, всё понимал и полушёпотом объяснял, что он ничего сделать не может. Если не ошибаюсь, Михаил Прокофьев был учёным-химиком, преподавал в МГУ. Министром просвещения проработал почти двадцать лет.
Помню беседы с Михаилом Кондаковым — заместителем министра просвещения. Образованный, добрый и порядочный человек. Но он не мог изменить отношение к учителям в обществе.
Замечательный специалист, прекрасный организатор, оригинальная личность Геннадий Ягодин — высшего и среднего специального образования СССР. Я с ним беседовал в общей сложности часов двадцать. Мы разговаривали и понимали друг друга, язык у нас был особый, эзоповский.
Я и сегодня говорю то, что говорил всем министрам: если мы не изменим отношение в обществе к учителям, мы никогда ничего не добьёмся. Все министры были со мной согласны.
Главное событие сегодняшнего дня — мы сдали Фонду президентских грантов отчёт, и финансовый, и аналитический.
Вроде получилось неплохо. Да, ещё кое-что не доделано, но ведь даже когда сдают огромный дом, всегда есть недоделки, и уходит на год-два, чтобы недоделки исправить.
Хорошо пообщался с Николаем Сергеевичем Черняевым, довольно удачно подиктовал тексты Дмитрию Михайловичу Меньшикову. В общей сложности ответил более чем на двести писем.
Меня поразил сегодня В.А. Коваленко. Он ходил по офису и светился.
Бета-версию курса «Учимся говорить публично» мы подготовили.
Вадим Александрович — человек невероятной талантливости, точности и аккуратности. Он хорошо думает, интересно мыслит и умеет быстро работать.
В «Московском комсомольце» дали мои заметки.
Сегодня позвонили с радиостанции «Маяк». Пригласили в прямой эфир седьмого декабря поговорить о курении. Это здорово. Прямой эфир будет вести Игорь Ружейников.
Я люблю Игоря Владимировича. Когда он ведёт эфир, время летит мгновенно, всё происходит легко, свободно, органично, тебе хочется общаться, спорить, слушать, возражать, доказывать. Тебе интересно. И Игорю Владимировичу Ружейникову интересно. А следовательно, интересно слушателям «Маяка».
Игорь Владимирович — звезда российского радио.
Он блестяще знает историю, великолепно разбирается в музыке, понимает толк в спорте, отлично чувствует поэзию… Он ироничен, лёгок, у него прекрасная речь, запоминающаяся интонация, хороший тембр голоса. А самое главное, он доброжелателен и уважителен к слушателям. Умеет иронично относиться к себе и серьёзно к другим. Я рад, что в своё время взял у И.В. Ружейникова большое интервью.
Вечером смотрел фотографии новых солистов. Как всегда, одно и то же. Они хорошие люди, но их мало. А вообще хороших людей много или нет?
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Как сделать, чтобы Константин Львович Эрнст захотел меня поддержать?
Как сделать, чтобы Михаил Михайлович Котюков захотел меня поддержать?
Как сделать, чтобы люди захотели научиться набирать слепым десятипальцевым методом на клавиатуре компьютера? Научиться, чтобы правильно расходовать время, сохранить оптимизм и сберечь здоровье.
У меня надежда на чудо: вот-вот раздастся звонок на нашу фирму (8-495-995-82-95), и достаточно влиятельный человек скажет: «Я готов вам помочь».
Скажет и поможет.
Смелость – начало победы.
Плутарх (46-120), древнегреческий писатель и философ, общественный деятель.