Несколько реальных объявлений из меню ресторана «Серов», что в городе Иваново.
Вот откуда у владельцев этого, с позволения сказать, ресторана такое отношение к клиентам — к людям, на чьи деньги они вообще-то живут?
Впервые я задумалась над этим вопросом ещё будучи подростком, после похода в деревенский магазин, единственный на несколько километров вокруг. Продавщица общалась с незнакомыми ей покупателями (в том числе и со мной) так грубо и неприветливо, будто мы непонятно зачем пришли и вообще денег ей должны. Но там понятно: деревня, все друг друга знают, к чужакам относятся с подозрением. Да и деваться клиентам особенно некуда: не поедешь же в город ради «сервиса».
А тут речь о городе, пусть и небольшом, и других заведений вокруг достаточно, если верить тексту. Как они выживают? Вот, кстати, отзывы о месте — в основном, конечно, негативные.
Можно со мной поспорить: мол, ничего ужасного здесь не написано. Действительно, телефоны на стол лучше не класть, за детьми следить, а официантам не хамить. Но главное — не ЧТО сказано, а КАК — а тон здесь резко недружелюбный и даже оскорбительный. Чем гость, который, может быть, впервые пришёл в ресторан, только-только сел за столик и раскрыл меню, заслужил такое к себе отношение?
Не буду оригинальна, сказав, что со сферой услуг у нас в стране проблема: обслуживающие профессии считаются непрестижными, даже унизительными, и те, кто обслуживает, словно делают вам одолжение. Говорят, в Европе всё не так и можно встретить пятидесятилетнего официанта или таксиста, который искренне любит своё дело, но я там, увы, не была и знаю только с чужих слов.
Зато могу точно сказать, что у нас чаще встретишь официантку, у которой на лице написано: «Вообще-то я достойна большего, а тут случайно оказалась», — или продавщицу, которая на рабочем месте с радостной улыбкой болтает по телефону, а завидев тебя, делает кислую мину и недовольно выдаёт заученный текст. Прямо неловко становится её отвлекать: чувствуешь себя незваным гостем, который зачем-то припёрся испортить настроение милой девушке.
Но ведь это, в конце концов, её обязанность — общаться с посетителями! И девушке самой будет приятнее работать, если она хотя бы сделает вид, что ей это нравится. Глядишь, маска и прирастёт, а люди это непременно почувствуют и, скорее всего, тоже станут вести себя вежливее.
Есть, конечно, приятные исключения. Первым делом вспоминаются официанты во Fridays и продавцы в Uniqlo. То ли мне каждый раз везёт, то ли там весь персонал такой — милые, улыбчивые ребята, которые, кажется, искренне тебе рады и всегда готовы помочь. Хочется улыбаться им в ответ и приходить снова и снова. Вот бы везде так!