Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Куклы

В конце месяца в театре кукол имени Образцова премьера — спектакль «Путешествия Гулливера». Выясняем, кто и зачем сегодня ходит посмотреть на кукол

15 лет своей сознательной жизни я хожу мимо театра кукол им. Образцова. И все еще не отделалась от детской привычки смотреть на часы на фасаде театра: не покажется ли кто в одном из окошек?

А сегодня проходила мимо и подумала: а ходит ли туда кто? А кто? А зачем они ходят? Зашла в кассу. На старые, «образцовские», спектакли «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» билетов нет. Кончились полторы недели как. Беру на «Маленькие трагедии» — остались только на галерку. «Конечно, бывает, что половина зала пустует», — говорит продавщица, — «Но вообще народу полно на спектаклях. Бывает, люди даже сидят в проходах».

Музей

…если вы вдруг поддадитесь приступу ностальгии, как я, и решите пойти в театр кукол, на входе вас встретит механическая статуя из стекла и металла, похожая на грандиозную развивающую игрушку. С каждой стены посмотрят старинные куклы, предметы интерьера, принадлежавшие Сергею Образцову, афиши театра, аннотации к спектаклям и исторические справки. В недрах театра мрачноватый Музей кукол. В этом испокон веков темном стеклянном зале вас изучают десятки кукольных глаз, обладателей которых, к сожалению, трудно разглядеть из-за плохого освещения. Это, наверное, для того, чтобы скрыть морщины на уставших кукольных лицах.

Спектакль

…идет спектакль «Маленькие трагедии». Режиссер и основной исполнитель Андрей Денников. Удаленная от сцены половина зала заполнена беспокойными подростками. Это те, «кто вырос», как гласит афиша вечерних спектаклей. Вторую же половину аудитории таких спектаклей составляют взрослые. Среди них есть старушки-завсегдатаи и уставшие люди возраста моих родителей — слегка за 40. Встречаются и студенты.

По-видимому, чтобы удовлетворить такую разношерстную аудиторию, нужно предложить что-то действительно универсальное. Иными словами, возникает вопрос: что роднит всех этих людей, собравшихся на кукольный спектакль? «Это что-то очень понятное», «это побуждает к размышлениям», «для кого-то это необычно», «для старших — повод для ностальгии» — вертится в голове.

Тем временем на сцене разворачивается почти трехчасовое действо. Актерам удается захватить даже внимание детей, выросших на телевизионной поп-культуре и не расстающихся со жвачкой: зал то молча внемлет, то громко и дружно смеется. Раньше взрослые ходили сюда именно посмеяться — для них в прежнем образцовском театре традиционно шли пародии. Сейчас среди «взрослых» в афише стоят и драматические спектакли, как те же «Маленькие трагедии».

Публика

— Часто вы сюда ходите? — спрашиваю компанию пожилых людей в гардеробе.

— На вечерние спектакли — всю жизнь. А теперь еще и внуков водим — тех и на утренние. Нам очень нравится. Ведь это так красиво! Мы знаем наизусть все спектакли, теперь уже бывает интересно смотреть, как спектакль сыграют именно сегодня.

Вот это новость — завсегдатай кукольного театра! Уму непостижимо, как можно смеяться полвека над пародией на культурные реалии советской жизни 70-летней давности. Однако, такие люди есть, и их немало. Кто они — особо консервативные любители театра? Ностальгирующие ретроманы? Или просто любители зрелищ?

Учительница математики из Подмосковья любит и старинные спектакли, и новые.

— Необыкновенный концерт — это же, по сути, пародия на культурные реалии нашей жизни. Вернее жизни, которая была тогда. Но удивительным образом спектакль и сейчас современен. Я вот вполне могу посмеяться над тем, над чем смеялись 50 лет назад.

Ну, а новые спектакли, может быть чуть более зрелищные, менее утонченные.

Ольга Ивановна, работница Театра на Покровке, ходит сюда с тех пор, как в ее театр пришел распространитель билетов на кукольные спектакли.

— Это очень красиво! И требует большого мастерства. Это легкое зрелище — смотреть несложно, все понятно. И все популярные артисты вроде Галкина с их дорогостоящими шоу отдыхают.

Но лучше всех изучила публику в театре конечно же не я, и даже не замдиректора и историк театра (Борис Павлович признается, что не ходит на спектакли: зная всю кухню театральной постановки, ему неловко сидеть в зале), а работница Музея кукол с 15-летним стажем Галина Павловна, мимо которой ежедневно проходят толпы зрителей-зевак.

— Сейчас, я бы сказала, ценители кукольного театра разделились на два лагеря — на консервативных приверженцев старого, образцовского театра, в котором кукловод был скрыт, и на тех, кто принял новаторские постановки, в которых кукловод не просто виден, но даже исполняет некоторые драматические роли, создавая, таким образом, театр кукол и актеров.

Кукловоды

О театре «изнутри» мне рассказал Борис Павлович Голдовский, заместитель директора ГЦАТК им. С.В. Образцова, а также заведующий литературной и историко-музейной частью театра.

— Борис Павлович, почему приходят взрослые? Среди ваших зрителей полно завсегдатаев…

— Они приходят, чтобы удивляться. Это желание у взрослого- немножко наивное, немножко из детства. Им тоже хочется трюков, фокусов, беззаботности.

И потом — это красота, это зрелище: на 2—3 часа из одной реальности уйти в другую.

— Как создается кукольный спектакль?

Во-первых, нужно придумать, что будем ставить. Затем найти автора, который в этой стилистике сможет написать. Как это было, например, когда я работал в областном театре кукол. Тогда время еще было такое жесткое, много рамок. Но это, как ни ужасно может прозвучать, очень полезно для театра. Либо это, например, Феликс Кривин, который может завуалировать все что угодно. Очень глубокий, философский человек. Либо Эдуард Успенский, который создал «Гарантийные человечки», «Дядя Федор» — это ведь для областного театра сначала была пьеса. И Сережа Козлов, который «Ежик в тумане» написал, очень много сделал пьес. Вот можно было придти к таким людям и сказать: а напиши вот про это. Вот тогда возникает пьеса.

— В данный момент функцию вдохновителя, того, кто дает первый импульс при создании спектакля, кто на себя берет?

— В нашем театре это очень по-разному сейчас бывает. У нас работает 2 режиссера с очень разным стилем работы. Кто вдохновляет Андрея (Денникова, прим. авт.) я не знаю. Наверное, он сам дает своим работам первый импульс. Я никогда в его творческую кухню не входил. А дальше уже идет другая работа которую выполняет наш завлит — любой проект ведь надо поддерживать. С Катей Образцовой какие-то идеи у нас возникают сообща. Сейчас она репетирует «Гулливера». Идеи возникают из мусора. Так я где-то по телевизору увидел сюжет о выставке инсталляций — уменьшенные копии людей или животных. Все было очень точно — до неприятности, до мелких деталей кожи. А для нас важна ведь еще формальная сторона тоже. Кукольное представление должно быть зрелищным. Там всегда должен присутствовать элемент трюка, фокуса. Возникла идея: сделать так, чтобы было по-настоящему, чтобы зритель — хоть ребенок, хоть взрослый — почувствовал себя сначала Гулливером, а потом лилипутом. Но потом пришел Алимов, главный художник театра. И он увидел это по-другому

Главное, что нужно зрителю в 21-ом веке, по мнению Голдовского — это зрелище. На вопрос о том, каким может быть будущее театра кукол, он ответил:

91-м году мы с Образцовым разговаривали о современном театре. Он: «Ай, Борис Павлович, в 21 веке театра вообще не будет. Будет зрелище». И отчасти он прав. Не то, чтобы театр пропадает. Он видоизменяется. Он уверенно идет к синтетическому театру. Взять, к примеру, спектакли 17 — начала 18 столетия. Театральное искусство было синтетическим. Там было смешано все: маски, куклы, песни, танцы, монологи. Это театр барокко. Постепенно возникло деление. Даже внутри жанров: театр драматический, театр кукольный…

Мне кажется, наступает эпоха нового барокко, когда все заново смешивается, вмешиваются современные виды творчества — кино, компьютерная графика. Но это не революция в театральном искусстве. Хоть человеку и свойственно думать, что он все первый придумал. Новое — относительно, талант — всегда новость, как сказал кто-то из великих.

Анна Зотова

Лига свободных городов

817


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95