В конце месяца в театре кукол имени Образцова премьера — спектакль «Путешествия Гулливера». Выясняем, кто и зачем сегодня ходит посмотреть на кукол
15 лет своей сознательной жизни я хожу мимо театра кукол им. Образцова. И все еще не отделалась от детской привычки смотреть на часы на фасаде театра: не покажется ли кто в одном из окошек?
А сегодня проходила мимо и подумала: а ходит ли туда кто? А кто? А зачем они ходят? Зашла в кассу. На старые, «образцовские», спектакли «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия» билетов нет. Кончились полторы недели как. Беру на «Маленькие трагедии» — остались только на галерку. «Конечно, бывает, что половина зала пустует», — говорит продавщица, — «Но вообще народу полно на спектаклях. Бывает, люди даже сидят в проходах».
Музей
…если вы вдруг поддадитесь приступу ностальгии, как я, и решите пойти в театр кукол, на входе вас встретит механическая статуя из стекла и металла, похожая на грандиозную развивающую игрушку. С каждой стены посмотрят старинные куклы, предметы интерьера, принадлежавшие Сергею Образцову, афиши театра, аннотации к спектаклям и исторические справки. В недрах театра мрачноватый Музей кукол. В этом испокон веков темном стеклянном зале вас изучают десятки кукольных глаз, обладателей которых, к сожалению, трудно разглядеть
Спектакль
…идет спектакль «Маленькие трагедии». Режиссер и основной исполнитель Андрей Денников. Удаленная от сцены половина зала заполнена беспокойными подростками. Это те, «кто вырос», как гласит афиша вечерних спектаклей. Вторую же половину аудитории таких спектаклей составляют взрослые. Среди них есть старушки-завсегдатаи и уставшие люди возраста моих родителей — слегка за 40. Встречаются и студенты.
Тем временем на сцене разворачивается почти трехчасовое действо. Актерам удается захватить даже внимание детей, выросших на телевизионной поп-культуре и не расстающихся со жвачкой: зал то молча внемлет, то громко и дружно смеется. Раньше взрослые ходили сюда именно посмеяться — для них в прежнем образцовском театре традиционно шли пародии. Сейчас среди «взрослых» в афише стоят и драматические спектакли, как те же «Маленькие трагедии».
Публика
— Часто вы сюда ходите? — спрашиваю компанию пожилых людей в гардеробе.
— На вечерние спектакли — всю жизнь. А теперь еще и внуков водим — тех и на утренние. Нам очень нравится. Ведь это так красиво! Мы знаем наизусть все спектакли, теперь уже бывает интересно смотреть, как спектакль сыграют именно сегодня.
Вот это новость — завсегдатай кукольного театра! Уму непостижимо, как можно смеяться полвека над пародией на культурные реалии советской жизни
Учительница математики из Подмосковья любит и старинные спектакли, и новые.
— Необыкновенный концерт — это же, по сути, пародия на культурные реалии нашей жизни. Вернее жизни, которая была тогда. Но удивительным образом спектакль и сейчас современен. Я вот вполне могу посмеяться над тем, над чем смеялись 50 лет назад.
Ну, а новые спектакли, может быть чуть более зрелищные, менее утонченные.
Ольга Ивановна, работница Театра на Покровке, ходит сюда с тех пор, как в ее театр пришел распространитель билетов на кукольные спектакли.
— Это очень красиво! И требует большого мастерства. Это легкое зрелище — смотреть несложно, все понятно. И все популярные артисты вроде Галкина с их дорогостоящими шоу отдыхают.
Но лучше всех изучила публику в театре конечно же не я, и даже не замдиректора и историк театра (Борис Павлович признается, что не ходит на спектакли: зная всю кухню театральной постановки, ему неловко сидеть в зале), а работница Музея кукол с
— Сейчас, я бы сказала, ценители кукольного театра разделились на два лагеря — на консервативных приверженцев старого, образцовского театра, в котором кукловод был скрыт, и на тех, кто принял новаторские постановки, в которых кукловод не просто виден, но даже исполняет некоторые драматические роли, создавая, таким образом, театр кукол и актеров.
Кукловоды
О театре «изнутри» мне рассказал Борис Павлович Голдовский, заместитель директора ГЦАТК им. С.В. Образцова, а также заведующий литературной и историко-музейной частью театра.
— Борис Павлович, почему приходят взрослые? Среди ваших зрителей полно завсегдатаев…
— Они приходят, чтобы удивляться. Это желание у взрослого- немножко наивное, немножко из детства. Им тоже хочется трюков, фокусов, беззаботности.
И потом — это красота, это зрелище: на
— Как создается кукольный спектакль?
—
— В данный момент функцию вдохновителя, того, кто дает первый импульс при создании спектакля, кто на себя берет?
— В нашем театре это очень
Главное, что нужно зрителю в
-В
Мне кажется, наступает эпоха нового барокко, когда все заново смешивается, вмешиваются современные виды творчества — кино, компьютерная графика. Но это не революция в театральном искусстве. Хоть человеку и свойственно думать, что он все первый придумал. Новое — относительно, талант — всегда новость, как сказал
Анна Зотова