Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Куклы детям не игрушка…

…потому что в них играют взрослые

«Репетируем сцену кормления Гулливера, — звучит в полутемном зале командный голос Екатерины Образцовой. — Голову на сцену, пожалуйста!»

Из-за кулис выезжает огромная голова Гулливера с открытым ртом. Затем на сцене появляется лилипутский король и громко заявляет: «Чав-чав накося выкуси!» Двое кукол-солдат тут же подкатывают к голове что-то вроде транспортера, и в рот гиганта начинают падать жареные поросята. Гулливер со вкусом чавкает. Через некоторое время процесс кормления заканчивается, и король довольно говорит: «Чав-чав амба».

Так на сцене Театра кукол им. Образцова проходит репетиция нового спектакля — «Путешествия Гулливера».

Его поставила внучка Сергея Владимировича Образцова — Екатерина. Спектакль получился масштабный: дорогие декорации (чего стоят одни гигантские части тела Гулливера — голова, ноги, руки!), немалое число кукол (более 40), спецэффекты (настоящий морской бой со стрельбой и взрывами). Постановка, как выяснилось, обошлась театру в 3 миллиона рублей, а стоимость одной куклы составила 40—50 тысяч целковых.

— Но спектакль того стоит, — уверена Екатерина Михайловна, — потому что кукольное представление — это не столько драматическое действие, сколько шоу. Театр — искусство условное, а кукольный — вдвойне. Дети должны поверить в то, что происходит на сцене, иначе не добиться эффекта присутствия, сопереживания. А без этого хороший спектакль не получится. Нынешние ребята — искушенные, воспитанные на компьютерных примочках и спецэффектах, их «голыми» куклами не удивишь…

Куклы — тоже люди

В «Путешествиях Гулливера» занято 14 человек. Они не только управляют куклами, но и играют «вживую» — как настоящие драматические актеры. В некоторых сценах задействовано до десяти исполнителей сразу. Например, в морском бое. Там артисты «изображают» корабли, стреляют из пушек, управляют тростевыми куклами. Иногда для одного персонажа требуется два-три актера: один двигает головой, другой ногами, третий руками. Участвуют в представлении и марионетки — те, что на ниточках, а также перчаточные куклы.

Интересно, что большинство актеров Театра Образцова — выпускники Щукинского училища. В столице, как выяснилось, не готовят чисто «кукольных» артистов, только год назад набрали в «Щуке» специальный курс из 19 человек. Они учатся кукловедению, изготовлению своих «артистов», а также мастерству управления марионетками, тростевыми и перчаточными персонажами… Обычно же на работу в театр приходят обычные актеры — выпускники театральных институтов и ГИТИСа.

— Кукла нуждается в особом подходе, — говорит заместитель директора Борис Голдовский. — Бывает, что она «не принимает» актера — ну не складываются у них отношения! Куклы капризны, требуют постоянного внимания, если что — могут обидеться и отказаться «работать». Надо их любить, чувствовать, находить общий язык. Конечно, это дано не каждому, поэтому многие актеры уходят из театра, проработав всего несколько месяцев. Но те, что остаются, становятся настоящими кукольниками.

В том, что у кукол есть свой характер, корреспондент «РД» вскоре убедился лично. В музее, расположенном на первом этаже театра, представлены почти все персонажи спектаклей, когда-либо бывших или идущих сейчас на его сцене. Есть среди них и знаменитый Конферансье из «Необыкновенного концерта». Как оказалось, весьма противный тип — не захотел фотографироваться. Только я направил на него объектив, как внутри камеры что-то щелкнуло, и пленка застряла…

Кукол, кстати, делают тут же, в самом театре — на четвертом этаже расположены мастерские, где трудится более 30 человек. Они не только клеят артистов из папье-маше, но и создают для них костюмы, обувь, аксессуары и пр. При мне, например, мастера заканчивали одевать Золушку — гладили для нее белые кружевные воротнички.

Что сказал Кролик?

— Сколько новых спектаклей у вас ставится за сезон? — интересуюсь у Бориса Голдовского.

— В этом году мы уже выпустили «Путешествия Гулливера», — начинает перечислять Борис Павлович, — вскоре сдадим «Золушку», потом будет «Дюймовочка». Ближе к весне, надеюсь, поставим «Дон Кихота» и «Женитьбу Фигаро». Последний, кстати, рассчитан на взрослых зрителей.

— Они тоже ходят в ваш театр?

— В основном, конечно, вместе с детьми, но иногда и сами по себе. Бывает, так увлекаются представлением, что не оторвешь. Я лично слышал, как один папа во время спектакля шипел на своих отпрысков: «Тише вы! Я не слышу, что говорит Кролик!»

— А старые постановки?

— Они по-прежнему в нашем репертуаре. Своеобразная визитная карточка театра — «Необыкновенный концерт» — идет с 1946 года, «Божественная комедия» — с 1961-го, а «По щучьему велению» — аж с 1936-го. Если спектакль нравится, то он держится десятилетиями, но иногда, бывает, сходит и за два-три сезона.

— Много у вас зрителей?

— Достаточно, спектакли проходят как в большом зале, рассчитанном на 500 мест, так и в малом — на 250. Они постоянно загружены… Но главное для нас не финансовый показатель деятельности (билеты на спектакли, кстати, стоят очень недорого — от 200 руб.), а зрительский успех. Если мы чувствуем, что представление нравится, что дети и взрослые в восторге от того, что видят, это и есть наша гордость.

— Как вы считаете, современные дети сильно отличаются от тех, что были лет двадцать-тридцать назад?

— Они, я бы сказал, стали серьезнее, взрослее. Поэтому и спектакли для современных ребят должны ставиться немного по-другому, на более взрослом уровне. Ну и, конечно, проявляются некоторые современные реалии. У нас иногда бывают экскурсии для школьников в музее-квартире Сергея Образцова. И вот недавно я присутствовал на такой экскурсии. Вижу, одна девочка чем-то недовольна. Спрашиваю: «Тебе не понравилось?» — «Нет, — говорит, — все понравилось, только обидно очень: такой замечательный человек был Сергей Владимирович, а жил так бедно…» Надо заметить, что квартира Образцова очень даже хорошая, трехкомнатная. Но, как говорится, по современным меркам «не тянет».

— У вас, я смотрю, играет много молодых актеров. А ведь большинство артистов сейчас стремится попасть «в телевизор» или на большой экран… Как вы их удерживаете?

— Мы не возражаем, если наш актер параллельно где-то снимается. Прекрасно понимаем — жить-то хочется… К сожалению, зарплата артиста кукольного театра всего 14 тысяч рублей в месяц, не разбежишься… С другой стороны, мы много ездим за границу, часто бываем на гастролях, поэтому наши актеры могут повидать весь мир. Вот скоро улетаем в Испанию, потом будет продолжительный тур по Латинской Америке, а до этого почти четыре месяца были в Южной Корее.

— А на каком языке «разговаривают» ваши куклы за рубежом?

— На иностранном, разумеется: в Германии — на немецком, в Аргентине — на испанском, в Израиле — на иврите и т.д. Это особенность нашего театра — зрители должны «напрямую» понимать то, что говорят персонажи, а не пользоваться синхронным переводом, что лишает спектакль многих нюансов.

— Кабинет, в котором мы сейчас с вами сидим, раньше принадлежал Сергею Образцову?

— Да, и в нем все осталось так, как было при Сергее Владимировиче: мебель из карельской березы, картины, фортепьяно, куклы… Стулья и столы, кстати, царские, из Михайловского замка в Петербурге. После войны советское правительство решило распродать обстановку царской резиденции, и Сергей Владимирович успел купить эту мебель для своего театра. Так с тех пор здесь и стоит… Только бюста Ленина уже нет. На этом столике (Голдовский показывает в угол кабинета) был небольшой бронзовый бюстик Ильича. И вот однажды прихожу я в кабинет к Сергею Владимировичу (дело было в 1990 году), смотрю, а Ленин повернут лицом в угол. Спрашиваю: «За что же вы так его?» А Образцов отвечает: «За то, что он меня обманул. Обещал, что будет коммунизм, а сейчас вот что делается…» Потом Ильич и вовсе исчез из кабинета — не простил его Сергей Владимирович за обман…

Справка «РД»

Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года, с первого дня им руководил актер, режиссер, художник и литератор Сергей Образцов.

Труппа из 12 человек вначале была передвижной — машина развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам и домам культуры.

В театре использовали традиционные формы представлений — работали «последние могикане» ярмарочного балагана и актеры народного кукольного театра, но со временем в нем постепенно начал складывается собственный, «образцовский» стиль — начиная с «Волшебной лампы Аладдина» (1940 г.) и «Необыкновенного концерта» (1946).

С 1937 г. театр находился на площади Маяковского, а в 1970-м специально для него было построено уникальное здание на Садовом кольце — со знаменитыми «кукольными» часами.

Сегодня это Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова.

Игорь Сергеев

763


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95