Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Курьеры-велосипедисты стали опасными

Вся логика работы служб доставки подталкивает к этому

Почти каждый день в новостях — крайне неприятные происшествия с курьерами на колесах. Конфликты, вплоть до поножовщины, наезды на пешеходов и животных — все это становится тем больше в порядке вещей, чем больше курьеров на улицах. Человек в униформе с терморюкзаком и на велосипеде теперь повод отскочить подальше с дороги: мало ли что может произойти. И полицейскими мерами эту проблему не решить, потому что первопричина ее — в нашей коллективной этике, у которой на этом месте «слепое пятно».

В центре Москвы, на Смоленской, утром 11 апреля курьер-доставщик задавил маленькую собачку: при наезде тяжелого велосипеда у чихуахуа шансов, увы, практически нет. Хозяйкам — маме и дочке — курьер брызнул в лицо из баллончика и скрылся. Очевидно, чтобы они не смогли удержать его на месте и с помощью полиции привлечь к ответственности. Днем ранее в подмосковном Реутове женщина, на которую наехал велокурьер, пострадала еще сильнее: в ответ на слова (очень может быть, что обидные — не в том дело) 25-летний мужчина кинулся на нее с ножом.

 

В обоих случаях компании, на которые велокурьеры работали, отреагировали единственно возможным образом: пообещали разобраться и наказать (в случае поножовщины виновный уже задержан и, конечно, немедленно внесен в черный список). Но это именно что реакция на уже совершившееся ЧП.

А как насчет предотвращения подобных случаев в будущем? Ведь мы, кажется, имеем дело с новым (ставшим в Москве массовым именно в последние годы) городским классом, к созданию которого приложили руку в первую очередь именно агрегаторы и у которого оказались вот такие «особенности поведения».

Курьер, с точки зрения и работодателя, и клиента, и соседей по уличному движению, — в каком-то смысле не совсем человек. Нет-нет, пожалуйста, дочитайте, не торопитесь обвинить в шовинизме — речь именно о функционале. Работодатель требует, чтобы заказ был доставлен максимально быстро (причем за очень умеренную, мягко скажем, плату работнику). И ничего, кроме скорости и отсутствия «негатива» от клиентов, его не интересует. Клиент требует опять же скорости и точности доставки, не стесняется подгонять звонками (а чаевых или хотя бы доброго слова и улыбки, которые показывают человеческое отношение, дождешься далеко не всегда).

А люди на улице — они просто хотят, чтобы курьера не было видно. И то: меньше прохожих (и особенно велосипедистов) — больше кислорода. Причем этот самый прохожий на улице, шипящий вслед проскочившему в сантиметре от него велокурьеру, вполне может прийти домой или на работу и оттуда заказать доставку суши или шашлыка. И негодовать, что заказ едет слишком долго.

Функциональный подход к целому классу людей города (а курьеров в Москве — многие десятки тысяч) делает их в наших глазах своего рода биороботами. Такова, впрочем, не какая-то «традиционная», имманентная, исконная логика, а вполне конкретный алгоритм, по которому построена работа агрегаторов услуг (и в частности доставки). Не зря сразу несколько крупных операторов в этой отрасли вовсю тестируют не био-, а самых настоящих механических роботов для доставки: поезжайте в Хамовники, можете увидеть это технобудущее своими глазами.

Итак, мы (то есть сначала агрегаторы, а потом горожане, потребляющие обезличенную услугу этих агрегаторов) хотим видеть вполне живых людей роботами. Причем — вполне по Айзеку Азимову — неукоснительно соблюдающими первый закон робототехники: ни при каких обстоятельствах не наносить ущерба человеку. И, кстати, такая штука вполне достижима, это доказывает любая вышколенная система клиентского сервиса (например, отель с числом звезд от 4 и выше, да что там отель — любой не слишком дешевый магазин). Просто платить нужно нормально — так, чтобы хватало на достойную жизнь. Тогда и люди будут держаться за такое рабочее место, и фильтр при приеме на работу можно будет поставить (а, например, тот курьер, что пырнул ножом женщину в Реутове, по данным полиции, ранее судим).

Вот только с нормальной оплатой труда экономика агрегатора «не бьется». В целом понятно почему: вы готовы платить за доставку обеда, например, 700 рублей? В результате — обезличенные курьерские службы с каждым годом обретают-таки свое лицо. И это очень, увы, специфическое лицо. Автодоставка (есть такой тариф у служб такси, а еще на аутсорс такого рода перешли многие рестораны и продуктовые магазины) гоняет на устрашающего, невозможного в сытой Москве нулевых и десятых вида ржавых иногородних «Матизах». Такой подрежет на дороге — денег не дождешься. А вело- и мотокурьеры — с них мы, собственно, и начали разговор...

Тут бы полагалась хотя бы какая-нибудь мораль. Но в чем она могла бы заключаться? Давайте «поломаем» в дополнение к международным отношениям и привычным потребительским паттернам еще и службы доставки? Но — нереально: никто не будет их «ломать», слишком удобными для всех получились эти сервисы. Давайте раздадим всем курьерам видеорегистраторы и прочие маячки «объективного контроля», чтобы заставить наших «биороботов» выполнять первый закон под угрозой, не знаю, разряда встроенного электрошокера? Опять же трудно выполнимо: что один человек придумал, другой всегда «обезвредить» может. Не говоря о том, что подобные решения выглядят, как бы это сказать, несколько бесчеловечно.

А вот, к слову сказать, человечность могла бы нам помочь. В целом, а не в отдельных криминальных случаях (как упомянутые про собачку и расчехленный нож). Признать, например, что принцип «всему миру провалиться, а мне чтобы чай вовремя пить» — это этический тупик. Дать людям (именно людям!) в службах доставки работать спокойно и не поощрять давление и штрафы агрегаторов. Приветствовать еще сохранившиеся независимые службы доставки, работающие не в режиме «биоробота», и относиться с пониманием, если курьер немного опаздывает (ведь мы сами всегда задерживаемся из-за пробок!). Хотя какая там человечность в наши дни. Понимаю. Самому смешно. 

Антон Размахнин

Источник

97


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95