В Москве много таинственных и интересных мест, а сколько их — под Москвой?
Об этом читайте в сегодняшнем материале.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
Московский метрополитен всегда удивлял и будет удивлять своими легендами. Многие москвичи знают, что есть некое тайное Метро — 2, спрятанное для верхушки советского правительства от глаз простых смертных. Вместе с этим, мало кто замечал необычную облицовку станции «Охотный ряд», которая, оказывается, была так специально задумана. О загадках столичной подземки подробнее рассказывает автор diletant. media Николай Большаков.
Метро погибших душ
Любой уважающий себя пассажир московского метрополитена хоть раз слышал хрестоматийную легенду о том, как появилась кольцевая линия — главная изюминка столичной подземки. История гласит, что Иосиф Сталин, выслушав доклад о строительстве метро, случайно поставил чашку с кофе на схему станций. И так на проекте осталось коричневое пятно со дна чашки как раз на уровне центра города. Тем не менее, эта история не больше, чем просто миф, ибо решение о строительстве кольцевой ветки было принято после его закладки, в 1943 году. Только к 1954 кольцо сомкнулось двенадцатой станцией. К слову, все эти станции признаны памятниками архитектуры российской столицы.
Строители работают на одной из первых станции метрополитена «Кировская» — нынешние «Чистые пруды»
Некоторые астрологи уверены, что число станций кольца удачно соответствует двенадцати знакам зодиака: «Проспект Мира» — Водолей, «Комсомольская» — Рыбы. Овен — «Курская», «Таганская» — Тельцы, «Павелецкая» — Близнецы, «Краснопресненская» — Скорпион, «Белорусская» — Стрелец, «Добрынинская» — Рак, «Октябрьская» — Лев, «Парк культуры» — Дева, «Киевская» — Весы и «Новослободская» — Козерог.
Как известно, московское метро было построено при Иосифе Сталине. При нем же оно могло навсегда исчезнуть, когда в 1941 году фашисты были на подступах к городу. Лазарь Каганович сам лично отдавал приказ взорвать вообще всё метро, однако эта инициатива не возымела действия. Говорят, что в первой половине дня 16 октября 1941 года метро минировали, но позже приказ Кагановича отменили. Отдельного внимания заслуживают легенды о «станциях — призраках».
Все 12 станции кольцевой линии признаны памятниками архитектуры
Под сводами столичного метро действительно прячутся три закрытые станции: «Первомайская» — Арбатско-Покровская линия, «Советская» — Замоскворецкая и «Калужская» в здании депо Калужско-Рижской. От них мало что сохранилось, и увидеть их не представляется возможным. Ходят слухи, что при строительстве всех этих станций погибло много рабочих и заключенных, и потому останки замуровывали прямо в стены метро.
Ореолом загадочности окружены не только станции, но и привычные нам пассажирские поезда. Есть две интересные легенды о поездах — призраках. Как рассказывает одна из них, каждый месяц, ночью, перед самым закрытием метро, из ниоткуда появляется советский пассажирский состав сороковых-пятидесятых годов, где в кабине машиниста сидит человек в старой форме. Поезд, останавливаясь на каждой станции, изредка открывает двери. И если случайно зайти в этот поезд — призрак, то, увы, уже никогда не вернешься в мир живых.
Вторая легенда повествует о полностью пустом поезде, который можно заметить раз в месяц на Кольцевой линии после полуночи. Он тоже делает остановку на станции, но не производит саму посадку пассажиров, так как в этом поезде собраны души людей, погибших при строительстве метро.
Окаменелость на станции метро «Добрынинская»
В московском метрополитене есть четыре заброшенные станции
Тайна облицовки
Общепринято считать, что московскому метрополитену якобы 80 лет, однако на самом деле это большая неправда. Данная цифра не соответствует действительности, потому что некоторым окаменелостям в метро более 70 миллионов лет. На облицовках стен и колонн на глаза попадаются окаменевшие обитатели древних морей, что делает московское метро необычным палеонтологическим, правда, не бесплатным, музеем. Чтобы их внимательно рассмотреть, не нужно даже увеличительного стекла, ибо размер окаменелостей достигает пятидесяти сантиметров и даже больше. К примеру, на станции «Парк Победы» есть аммониты, чей диаметр равен семидесяти сантиметрам. Правда, их нелегко заметить из-за того, что они сливаются с фоном, но если как следует вглядеться… Кроме аммонитов встречаются «чертовы пальцы», как их окрестили в народе. Это белые внутренние раковины белемнитов длиной в 5−10 сантиметров.
«Парк Победы» — не единственное место, где можно восхититься окаменелостями. Помимо этого, через красную стену станции «Добрынинская» отчетливо проглядывает внушительная раковина наутилуса. Она удачно распилена ровно пополам, благодаря чему видны все внутренние перегородки. К тому же, по всей облицовке станции разбросаны маленькие цветы — это окаменевшие морские лилии. А еще на станции «Библиотека имени Ленина» возле перехода на «Боровицкую» не составляет труда рассмотреть большие раковины брюхоногих моллюсков и брахиопод. Они попали в столичную подземку из каменноугольного периода, а это около 350 миллионов лет назад. Полюбоваться красотой самых древних обитателей Земли можно на «Комсомольской» и на «Парке культуры».
Необычная облицовка станции «Охотный ряд»
На «Добрынинской» и «Парке Победы» можно увидеть древние окаменелости
Московское метро всегда славилось изящной лепниной и блестящей облицовкой. Оформление каждой станции образует единую архитектурную композицию. Однако «Охотный ряд» в этом плане уникален, потому что на небольшом участке в районе первого вагона в сторону «Бульвара Рокоссовского» есть бело-желтая керамическая плитка, когда как все остальная облицовка сделана из серого мрамора. На первый взгляд кажется, что строители в срочном порядке что-то «подлатали» или что им не хватило нужного материала. Но этот кусок плитки неслучайно здесь оказался: его оставили в память, какая была станция первой линии с момента ее открытия в 1935 до частичной реставрации в 2007 году.
В особенности любят рассказывать о Метро-2, специально построенным для незамедлительной эвакуации правительства СССР. Глубина залегания этой тайной подземки варьируется от 50 до 210 метров. Все станции входят в единую систему Д-6 из десяти станций, часть из которых соединяется с гражданским метро и Генштабом РФ. Утверждается, что Д-6 представляет из себя одностороннюю колейную дорогу и что первая линия была заложена в 1947 году. По крайней мере, так звучит теория. Существуют еще гипотезы, утверждающие, что Метро-2 было проложено к государственной даче Иосифа Сталина.
На этой карте пунктиром отмечены станции Метро-2
Говорят, что есть Метро-2, предназначенное для эвакуации правительства
Еще говорят, что если два человека на станции «Маяковская» встанут у противоположных колонн и что-нибудь скажут, то они друг друга прекрасно услышат. А по горькому опыту «потерпевших», что действительно не стоит делать, так это пропускать конечную остановку, чтобы потом не затеряться в бесконечных лабиринтах депо. Поэтому осторожно! Двери закрываются!