Пермский театр оперы и балета показал последнюю премьеру ковидного года: свой первый спектакль на новом посту — «Озорные песни» на музыку Франсиса Пуленка — поставил руководитель балетной труппы Антон Пимонов. Из Перми — Татьяна Кузнецова.
Надо отметить, что Антона Пимонова в Перми знали и до его назначения: петербургский солист, впервые выступивший в качестве балетмейстера на сцене родной Мариинки в 2012-м, сочинил немало балетов для разных трупп. В 2017-м за один из них («Скрипичный концерт №2») он получил «Золотую маску» и тогда же завершил карьеру танцовщика, став заместителем балетного худрука в Екатеринбурге. Работал Пимонов и в Перми — ставил для хореографического училища. Возглавить балетную труппу пермского театра его убедил старший коллега — тоже петербуржец Алексей Мирошниченко, решивший взять тайм-аут после одиннадцати многотрудных лет на этом посту. Труппу он оставил в отличном состоянии, репертуар театра — большим и разнообразным, и 40-летний Пимонов этим летом рискнул впервые стать главным.
В разгар пандемии он сочинил камерный и внешне непритязательный балет. 22-минутные «Озорные песни» на музыку Пуленка предназначены для шести солистов и помещены в раму из репертуарных балетов Баланчина: романтичная «Серенада» Чайковского открывала программу, искрометные «Рубины» на музыку Стравинского ее завершали. На премьере за пульт охотно встал (не Минкуса же какого-нибудь отмахивать) главный дирижер театра Артем Абашев, проявив редкий дар балетного маэстро — мало кто из дирижеров чувствует и понимает движение человеческого тела, а не только движение музыкальных потоков. Артем Абашев вышел на сцену и в качестве пианиста — Пуленка он исполнил самолично; песни, доверенные баритону Константину Сучкову, были дополнены инструментальными произведениями композитора.
Нельзя сказать, что Антон Пимонов умерил свой творческий порыв из-за карантина: бессюжетные одноактовки — его любимая форма. Работы Пимонова отличаются неброским нежным юмором, любовью к быстрым темпам и редкой музыкальностью, что сближает их с камерными балетами Алексея Ратманского. Эти качества доминировали и в «Озорных песнях». Три парня в черных брюках и желтых майках и три девушки в синих платьицах (оригинальность костюмов Антона Пимонова обычно не заботит — лишь бы были удобны для танца) резво хороводятся, сплетаясь в кружки и группки, отстукивая ножками почти народные «молоточки», стреляя во все стороны маленькими батманами и трамплиня резкими жете. Разбиваются по гендерному признаку: мальчишки хорохорятся в револьтадах, стремительных двойных турах и пируэтах, девочки кокетничают мелкой пуантной техникой. Разбившись на дуэты, вступают «в отношения» — вполне невинные и довольно забавные. Девушки, как правило, либо товарищи по играм и наравне с партнерами откалывают технические коленца, либо пребывают в пассивности, расслабляясь в объятиях кавалеров «бревнышками» и «рыбками»,— дескать, делай со мной что хочешь. В прелестном предфинальном синхронном тройном адажио хореограф рискнул оставить женщин и вовсе лежащими на полу. Партнеры изысканно вежливо таскают их за одну ногу, бережно переворачивают, пытаются приподнять, но томные дамы, лениво раскинувшись, отказываются участвовать в общем танце.
Шутливая легкость «Озорных песен» обманчива: для этой, вполне классической, хореографии необходима ревизия привычных балетных навыков. Острота движений, резкая смена ракурсов, быстрота поддержек и резвость мелкой техники требуют иного типа координации и незаурядных физических сил. Скажем, замечательная прима Полина Булдакова без видимых усилий танцует «Баядерки» и «Лебединые озера», однако здесь к финалу явно «садится на ноги», теряя живость и отточенность движений. Не слишком поворотливая Лариса Москаленко сбоит в дуэтах и отстает от коллег в ансамблях, и лишь привычная к быстрым темпам Ляйсан Гизатуллина легко справляется с заданиями автора. А вот мужчины (Кирилл Макурин, Александр Таранов и Тарас Товстюк) фирменный почерк Пимонова освоили не только технически — танцуют с радостным удовольствием, понимая и разделяя юмор хореографа. Вскоре количество быстроногих шутников в Перми обязано возрасти: в мае Антон Пимонов собирается поставить «Вечеринку на Луне» на музыку Концерта для фортепиано №6 Александра Черепнина. Если, конечно, ковид не отменит опять все вечеринки.
Татьяна Кузнецова