Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Легко ли быть вундеркиндом?

В появлении юных гениев «виноваты» гормоны и звезды

Вундеркинды поражают окружающих сверхранним развитием и недетскими достижениями. Авиценна, Гендель, Моцарт, Бетховен, Шопен — имена тех вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. Большинство же юных дарований во взрослой жизни «гаснут». Почему это происходит? Легко ли быть одаренным сверх меры? И как помочь юным талантам вырасти в незаурядных взрослых?

Магические волны

Теорий — масса. Врачи, например, предполагают, что сверхраннее проявление одаренности — результат высокого уровня гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах.

А биофизики считают: вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. Геомагнитное поле Земли бывает очень разным, его интенсивность зависит от Солнца и других планет. В общем, если звезды правильно сойдутся, родится потенциальный гений.

У некоторых детей способности проявляются крайне рано, и это поражает взрослых. Чем ребенок младше, тем выше оценивается его произведение, независимо от реальной ценности созданного. Мы сравниваем достижения крохи со своими собственными талантами в этом возрасте и думаем: «Я-то в его годы и не умел, считай, ничего…»

Между тем таланты могут быть самые разные, например, лидерские или преступные. Так, вундеркинд бандитского мира Шреко к 12 годам успел совершить 163 уголовных преступления.

К счастью, обычно маленькие гении проявляют себя более позитивно. Чаще всего в области математики, физики и музыки — считается, что для достижений в этих сферах не нужен жизненный опыт.

Кросс за лишнюю конфету

Главная потребность любого малыша — нравиться родителям. Если он растет, предположим, в музыкальной или художественной среде, папа и мама с восторгом замечают любое проявление таланта. Например, Моцарт в три года дал свой первый концерт, а в четыре написал первое произведение. Но над ним постоянно стоял «с дубинкой» отец, по воспоминаниям современников, человек холодный и расчетливый. Для большего привлечения зрителей он заставлял сына не только играть, но и кувыркаться по сцене — от этой части шоу-программы Амадей смог избавиться только в 25 лет.

— Вундеркиндов можно разделить на два типа. Первые гениальны от природы, и их таланты, словно родник, пробивают любую толщу обстоятельств. Вторые — скорее натасканные, чем одаренные, — считает исследователь музыкально одаренных детей, психолог Ольга Булах. — Обычно родители таких малышей пытаются впихнуть в ребенка то, что сами не реализовали. Зачастую наблюдается четкая зависимость: чем более неудовлетворена мама, тем больше она вкладывает в ребенка. Иногда малыш выбивается из сил, стараясь получить ее одобрение. Мама (или другие члены семьи) и ребенок все больше зацикливаются друг на друге. Внешний мир им нужен только как источник аплодисментов и наград.

— Самая большая ошибка родственников в том, что они не учат своих детей трудолюбию, — говорит психолог Светлана Хитрова. — Вспоминаю мальчика, у которого был удивительный талант в области спортивных танцев. Бабушка все время его нахваливала, говорила, что учеба в школе ему не нужна. В институт и так возьмут, тренер договорится. Мальчик вырос эгоцентричным и безвольным. Сейчас ему всего 22. Он очень много пьет и уже второй раз попал за решетку…

Другие родители настолько жаждут сотворить кумира, что порой идут на жестокие эксперименты. В этом году одна такая жертва родительских амбиций, 10-летняя Диана Садовникова, даже подала на своего папочку в суд. Она не вынесла отцовских стараний сделать из нее само совершенство. Максим Садовников растил дочь разносторонней: она выступала на первенстве Москвы по гимнастике, пела с самой Гурченко и читала множество умных книг. Но какую цену пришлось заплатить ей за эти достижения! В год отец выгнал мать дочки, чтобы не мешала его грандиозному педагогическому проекту. Режим Дианы с малолетства был расписан по минутам: подъем в шесть утра, пробежка 12 километров, несколько часов — гимнастика, затем чтение умных книг, выбранных отцом. За съеденную конфету — дополнительный кросс. Для закалки характера родитель сажал дочь на хлеб и воду, бил скалкой…

Максим Садовников, вероятно, сам не блещет эрудицией. Иначе он знал бы, что еще в XIX веке подобный эксперимент над своим ребенком ставил известный английский ученый Джеймс Милль. К 13 годам его сын Джон Стюарт осилил геометрию по Евклиду, алгебру по Эйлеру, дифференциальное исчисление, логику, политэкономию, греческий и латинский языки. В подлиннике прочитал Эзопа, Геродота, Платона, Плутарха. Выросший Джон сожалел о потерянном детстве. Он с тоской восклицал: «Я никогда не был ребенком, я никогда не играл в крикет!».

По улицам слона водили

Как-то среди учителей и родителей провели опрос: «Хотели ли вы быть вундеркиндом?» Взрослые были единодушны — ни за что! Так почему столько людей мечтают видеть своего кроху юным гением?

Вундеркиндом быть чертовски тяжело. Они угнетены взрослыми «надо», постоянной работой на грани перенапряжения, им труднее, чем взрослым, справиться со «звездной» болезнью. Например, почему в 13 лет погасла звезда Робертино Лоретти? Ломка голоса? Но ведь все великие певцы ее пережили. Просто мальчика выжали до капли, делая на нем бизнес.

— Помню, лечился у меня 22-летний бывший вундеркинд, — вспоминает Ольга Булах. — Уже в 8 лет мальчик играл в Большом зале консерватории. Бесконечные гастроли, аплодисменты и награды… А в подростковом возрасте, когда к напряженной работе присоединилась гормональная перестройка, он заболел шизофренией…

Иногда для вундеркинда самое тяжелое испытание — то, что у родителей появляются какие-то другие интересы. Так случилось с Никой Турбиной. Мама мечтала вырастить из девочки гения. Она всячески рекламировала ее стихи друзьям дедушки-писателя. Результат: в 9 лет у девочки вышла первая книга, награды посыпались как из рога изобилия, ее стихи были переведены на 12 языков… И вдруг все закончилось. Мама второй раз вышла замуж, снова родила, стала уделять Нике меньше внимания.

К тому же девочка выросла и перестала поражать зрителей контрастом между по-детски пухлыми щечками и взрослыми драматическими образами. «По улицам слона водили. Это была Ника Турбина. А потом слона бросили и забыли», — с горечью писала девушка. Дальше был путь в никуда: странный брак, алкоголь, наркотики. В 27 лет ее не стало.

— Людям, с малолетства привыкшим к восхищению окружающих, постоянно нужна подпитка успехом, — говорит Ольга Булах. — Они уже не в состоянии жить без этого наркотика. Без восторженных аплодисментов они теряют уверенность в своих силах. А страхи в России принято заливать алкоголем…

Часто вундеркинды — это хорошо обучаемые дети с великолепной памятью. Интеллектуально они растут гораздо быстрее ровесников. Но ум должен созревать одновременно с душой, психикой. Когда такого не происходит, они, вступая во взрослую жизнь, «ломаются».

— Чересчур развитый интеллект вундеркинда нередко оказывается неподъемным для его души, — считает детский психолог Юлия Смирницкая. — Кстати, обычно такие ребята отстают от сверстников и в плане физического развития, и в плане социализации. Дети, которые учатся со старшими по возрасту ребятами, либо чересчур возбудимы, либо слишком замкнуты.

— Если помочь вундеркиндам выровняться, развивать их душу, умение общаться с ровесниками, — говорит Ольга Булах, — они чаще всего становятся просто обычными детьми. Наверное, для них это лучший путь — «блажен, кто смолоду был молод». Если у них есть действительно яркий талант, он все равно проявится во взрослой жизни.

Счастливый талант

Что нужно маленькому человеку, чтобы его талант реализовался в полную силу? Возьмем самого известного вундеркинда всех времен и народов, ставшего гениальным взрослым, — философа, ученого XI века Ибн Сину Абу Али аль-Хусейна (Авиценну). Уже в три года он помогал отцу, сборщику дани, считать деньги. За несколько месяцев в школе наизусть выучил Коран — это сложно сделать даже взрослому, такой человек получает почетное звание хафиз.

Авиценна следовал главному «правилу гениев»: испытывать искренний исследовательский интерес и получать удовольствие от того, что приносишь пользу другим. В этом случае ресурсы организма постоянно восстанавливаются и развиваются — талант живет в гармонии с законами человеческой природы.

Второе правило — вундеркинду важно уметь ставить собственные цели и достигать их. Так, в 14 лет Отто Шмидт составил план работы на всю жизнь. Он написал, какие книги будут прочитаны, какие науки изучены, какие задачи решены. Подсчитал, что на все это потребуется лет этак 900. Мальчик расстроился, но потом где-то вычитал, что продолжительность жизни в ХХ веке ученые планируют довести до 150 лет. Подросток сократил список дел, ограничился оставшимися 136 годами…

В-третьих, чтобы гений вундеркинда счастливо реализовался, ему очень важно найти своего учителя. Например, Миша Остроградский долгое время слыл двоечником и бездельником, который только дурью мается — ходит с веревочным метром и все подряд измеряет: скамейку, колодец, наличники. Даже сам юноша считал себя чуждым наукам, просил родителей отдать его в гусары. Но родители были непреклонны: будешь студентом. Миша учился с превеликой неохотой. Пока однажды не снял квартиру у университетского преподавателя Андрея Павловского. Профессор заразил парня своей любовью к математике. Миша дни и ночи решал задачи и изучал формулы. Однажды Павловский расцеловал Михаила: «Я прихожу к истине трудом, а ты — творишь!» Впоследствии Остроградский стал академиком, одним из основателей петербургской школы математиков…

Простые советы

  1. С рождения малышу обязательно позволяйте свободно двигаться. Ведь мышцы накапливают энергию и для жизни, и для оптимального развития мышления, чувств, воображения.
  2. Эффективный путь развития — знакомство с творчеством талантов. Пропуская через себя чужой опыт, переживая его, маленький человек быстрее созревает как разносторонняя личность.
  3. С ребенком обязательно нужно много общаться. Не отмахивайтесь от его вопросов, а отвечайте подробно (на его уровне). Важно развивать у малыша эмоциональный интеллект, учить его сопереживать и помогать.
  4. С уважением относитесь к сфере интересов ребенка, даже если она вам не очень-то близка. Не подгоняйте своего малыша под какие-либо стандарты.
  5. Не переживайте, если ваш ребенок не блистает в школе. Помните, в школе Ньютон слыл лентяем и тупицей. Из-за неспособности к обучению его даже попросили вон!
  6. Если ваш кроха учится слишком легко, спустя рукава — это повод насторожиться. Значит заложенный природой потенциал используется мало, ребенок не учится ни трудолюбию, ни настойчивости. В этом случае дополнительная нагрузка будет для него полезной. Главное, чтобы занятие было по душе.

Современные чудо-малыши

В Мексике 6-летний Максимилиано Ареллано де ла Ноэ из городка Метепек поступил на медицинский факультет университета. Малыш запоминает наизусть любые книги. Он предпочитает труды по медицине и даже уже проводит ученые конференции. В конце апреля Максимилиано прочитал свою первую лекцию для старшекурсников — об особенностях и симптоматике таких заболеваний, как остеопороз и диабет. При этом сам Максимилиано считает себя самым обычным мальчишкой, у которого «просто хорошая память» и интерес к учебе.

* * *

В Китае в Тяньцзиньском инженерно-педагогическом университете на факультете прикладной математики учится самый юный в стране студент, 10-летний Чжан Синьян из города Паньцзинь. До него самым молодым студентом считался Фэн Хао из провинции Хунань, который поступил в вуз в 2000 году в возрасте 12 лет.

* * *

В России в алтайском городке Рубцовск 11-летний Эрнесто Евгений Санчес Шайда (необычным именем мальчик обязан папе-кубинцу) изобрел телевизор с трехмерным изображением и холодильник, работающий без электричества. Ученые высоко оценили полет его творческой мысли.

* * *

На днях защитили диссертации сестры Князевы, которые были самыми юными аспирантками в мире. В свое время 13-летняя Диана и 15-летняя Анжела Князевы на «отлично» сдали вступительные экзамены в аспирантуру Финансовой академии при Правительстве РФ. До этого девочки за пять лет освоили школьную программу, а на учебу в институте сестрам понадобилось всего три года. У них на счету более 30 публикаций, докладов, научных работ.

Анжела и Диана владеют английским, немецким и французским языками, изучают итальянский и испанский.

Светлана Плешакова

933


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95