В тот вечер со слезами на глазах мы прощались с самой лучшей школой на земле – школой-интернатом №1 с лицейскими классами города Владимира.
Мы, выпускники, стояли, обнявшись, и пели школьный гимн: «Лицей – это выбор на всю жизнь, дорога светлая…».
За два года невероятно яркой, насыщенной учебной жизни здесь каждый из нас получил не только знания, но и нечто более ценное. То, что родилось благодаря ежедневному тесному общению друг с другом, с учителями-наставниками, с воспитателями, с подопечными младшими школьниками. Мы обрели «дружбу на года».
Двадцать четыре года назад я в числе ребят из разных уголков Владимирской области решилась на смелый шаг – выпорхнуть после девятого класса из родных пенатов навстречу «школе-общине, школе-дому, школе-семье». Выбрав гуманитарное направление из трёх профильных, сдала экзамены и поступила.
С самого первого дня пребывания в лицее я ощутила ненавязчивое, но постоянное чувство большой семьи, сплоченности и единомыслия.
Слова А.С. Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз…» — девиз школы, ёмко и точно отражал дух, витавший над нами, новичками-десятиклассниками, а после торжественного посвящения — полноправными лицеистами.
Все мы учились и жили в одном здании «из красного кирпича». Это особенность лицея.
Вторая важная особенность связана с организацией учебного процесса. Занятия проходили парами. Например, в гуманитарном классе могло быть две пары литературы, две пары истории, физкультура и одна математика. В физико-математическом – наоборот: две пары физики, две пары геометрии, одна биология и одна литература.
Первый урок литературы запечатлелся в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Начался он оригинально. Учитель прочитала нам «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. После чего закрыла книгу и произнесла страшное: «Пишите!» Кто-то в полном замешательстве наивно спросил: «Что писать?»
Последовал учительский ответ, которого никто не ожидал: «Что хотите, то и пишите».
Такой подход разительно отличался от того, к чему мы привыкли в своих обычных районных и сельских школах. И, конечно же, он вызвал настоящее потрясение. Тогда за свободный отзыв, написанный в классе об этой повести, я получила свою первую пятёрку.
«Потрясения» стали неотъемлемой частью лицейской учебы.
Например, на уроках истории мы постигали тайны древнерусских текстов, анализировали их со всех сторон политической, социальной, экономической и культурной жизни. Разве могли мы такое представить в своих прежних школах, где единственным методом обучения был пересказ параграфа из учебника!?
Мы устраивали громкие дебаты по поводу петровских реформ. Пересаживались по группам: с одной стороны садились те, кто за них, а с другой — те, кто против, каждый отстаивал свою аргументированную точку зрения.
Запомнился урок, когда нужно было представить программу одной из партий, существовавших в России в 1917 году. Представить так, чтобы ребята в классе отдали за неё свои голоса. Кому-то выпало бороться за политическое лидерство большевиков, кому-то — меньшевиков, эсеров, черносотенцев.
От уроков истории я всегда была в восторге. Вспоминаю Тихонову Светлану Вячеславовну с большой благодарностью. Этот учитель привил мне искреннюю любовь к своему предмету.
После обеда начиналась самоподготовка. С этого времени за классом присматривал воспитатель. Смело могу сказать, что нам достался самый лучший воспитатель все времен и народов – неповторимый Сидоров Игорь Евгеньевич. Наиярчайший представитель свободомыслящего человека. Это читалось во всем: от манеры одеваться до методов преподавания литературы (помимо воспитательской функции он преподавал литературу в физико-математическом классе и даже там сумел привить небанальный взгляд на «классиков и современников»).
Внеурочная жизнь в лицее кипела еще активнее, чем урочная. Это тоже можно отнести к здешней особенности.
Помимо приготовления уроков, лицеист, как правило, должен был успеть еще огромное число дел, как личных, так и общих. Мои личные интересы охватывали часто проходящие литературные кафе, где я читала стихи поэтов Серебряного века и исследовательскую работу под руководством педагога из вуза на тему сонетов-медальонов Северянина.
Каждый из нас был включен в исследовательскую деятельность помимо основной учебы. Каждый обязательно находил себе дело «по душе».
Моя соседка по комнате, а сейчас близкая подруга, крестная старшего сына, посещала вокально-хоровую студию «Юнона»; вторая соседка, тоже близкая подруга, ходила в театральный кружок, а также писала работу по истории на тему своей родословной. Среди моих друзей были очень популярны театральная и танцевальная студии. Но я по вечерам посещала непопулярную секцию волейбола.
Стихи и спорт – чем не интересы истинного гуманитария!
В общие наши обязанности входило шефство над младшими классами и дежурство по школе.
Отдельного внимания заслуживают лицейские традиции и праздники. Именно они, на мой взгляд, способствовали сплоченности лицеистов из разных профильных классов. Песни под гитару, пожалуй, самая любимая объединяющая традиция. Гитарист – душа компании. Вокруг него все собирались на лицейский круг по понедельникам. Так начиналось обсуждение с воспитателями и директором предстоящих общих дел не неделю. Заканчивалось обсуждение всегда песнями.
Перед вечерним чаем (кстати, еще одной лицейской традицией) можно было выйти в общий коридор и увидеть собравшуюся у окна кучку поющих под гитару лицеистов. И какое удовольствие было просто так подойти, обняться с друзьями и запеть вместе: «Ах как я тебя люблю горячо, годы это не сотрут, не сотрут…» Через некоторое время подходил кто-то ещё. Так поющая, обнимающаяся кучка разрасталась. Песенный репертуар казался безграничным. И вот уже нянечки приходили нас разгонять – время отбоя! А расходиться никому не хотелось. Честно признаюсь, до лицея я вообще не любила петь, но в кругу друзей-лицеистов волей-неволей распелась и раскрепостилась.
Очень трогательно отмечался День влюбленных. Не забыть мне тех эмоций, когда я получила свое первое сердечко с пожеланиями. А потом еще, еще и еще. Все поголовно вручали друг другу маленькие бумажные признания в любви. Это очень приятно даже вспоминать.
В лицее было принято писать друг другу разные пожелания, мысли, стихи. Мы это делали на последних листах рабочих тетрадей, в черновиках, в записных книжках, блокнотах и тоже вручали друг другу. Однажды я получила записку такого содержания: «Желаю тебе, чтобы твой характер не был функцией от времени!» Нетрудно догадаться представитель какого профильного класса написал это.
На каникулах, когда все разъезжались по домам в свои города, писали друг другу письма, посылали открытки.
Все эти милые сердцу и бесценные сокровища — свидетельства дружеских отношений бережно хранятся, как и все подаренные сердечки.
И ключ от нашей 27-ой комнаты. Той самой комнаты, в которой мы с девочками прожили вчетвером ровно два года. Всякое было между нами: и ссоры, и непонимание. Но все-таки взаимопомощи, взаимовыручки, чувства плеча рядом, добрых и радостных отношений было намного больше. Они остались жить в памяти и в сердце. Несмотря на то, что сейчас нас отделяют сотни и тысячи километров, мы друг у друга есть — лицейская дружба жива!
И именно об этом я рассказала своему пятнадцатилетнему старшему сыну Егору, который, надо отметить, не появился бы нас свет, если бы его родители не познакомились в стенах этого замечательного учебного заведения. И о чудо! Сын загорелся желанием пойти по нашим стопам. Подозреваю только - трудно будет ему определиться с профильным направлением, ведь мама - гуманитарий, а папа - «физмат». Но я верю, что из стен лицея он выйдет хорошим человеком, а слова «дружба» и «знания» станут близкими и родными.
Мария Кулыванова