Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Телеснопсихосоциальный опыт

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Осторожно! Берегись!
Детвора несется вниз
Стоя, сидя, на коленках,
На картонках, на фанерках,
Не зевайте впереди,
Не вставайте на пути!

Наталья Городецкая

С наступлением зимы самым оживленным местом в окрестностях стала горка. Подтаявший снег схватился на морозе, и насыпь за детской площадкой в нашем дворе естественным образом превратилась в настоящую ледяную гору, радующую местную детвору уже не первый год.

 

Вот и мы с Петей, Варей, и Катей поспешили к этому притягательному объекту. Папа вёз малышей паровозиком на двух сцепленных друг с другом «ватрушках». По дороге встречались улыбающиеся при виде нашей большой компании прохожие. На традиционный вопрос от незнакомых бабушек: «Это все ваши?» мы с гордостью ответили: «Это еще не все!»

На горке увидели множество карапузов двух-трех лет с мамами и папами (последних - больше по выходным), детей постарше в шумной компании ровесников и разновозрастных одиночек. Все скопились в этом привлекательном месте, чтобы предаться, пожалуй, самой весёлой зимней забаве – катанию с ледяной горы.

Наш папа забрался вместе с ребятками на верх, и начал поочередно их выталкивать: сначала двойняшек, сидящих на «ватрушке» вдвоем спина к спине; затем – Петю. Я встречала съезжающих внизу.

Дело оказалось не таким лёгким, как мне показалось на первый взгляд. Летящую на всех скоростях с горы «ватрушку» поймать казалось невозможным. Вторая трудность заключалась в том, что одновременно приходилось лавировать между многочисленными другими «летящими объектами», прохожими и такими же ловцами своих чад.  

Поскольку скат довольно широкий, на нем умещалось большое количество желающих съехать и их родителей.

Случалось – и девочки, и Петя врезались в образовавшуюся в конце спуска кучу-малу из детей разных возрастов вперемешку с их разнообразными средствами скольжения.

Мария Владимировна Осорина такое явление назвала зрелой и сложной формой проработки детьми темы познания телесного «я» в социальной ситуации. Вот как интересно она описала значение этого кульминационного момента с психологической точки зрения в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»:

Это совсем не случайная свалка копошащихся детских тел. Дети не просто столкнулись и нечаянно упали друг на друга. Они (по крайней мере, кое-кто из них) эту кучу спровоцировали…

Через живое телесное взаимодействие с себе подобными он (ребёнок) начинает познавать себя как телесную и одновременно социальную личность. Ведь «куча-мала» - это максимально сгущенное детское сообщество, сжатое до такой степени, чтобы не стало дистанции между его участниками. Это своего рода материальный конденсат детского социума.

В таком плотном соприкосновении познание самого себя и друг друга идет гораздо быстрее, чем на привычном приличном расстоянии. Известно, что для детей познать – это потрогать.

Наблюдать за подобным копошением довольно смешно и одновременно боязно – как бы кто кого не задавил. Подростки, как правило, в таких ситуациях дурачатся.

Один из молодых людей, дождавшись подлета «ватрушки» с Катей и Варей, картинно кувырнулся через них. Я тут же спросила: «Все ли с тобой в порядке? Не ушиб ли чего?» На что он ответил:

Нет, со мной всё в порядке, но главное – чтобы с девочками все было хорошо.

Из чего я сделала вывод — права Мария Владимировна, утверждая, что «кучкование» развивает телесную чуткость (эмпатию) по отношению к другому и навыки телесного общения при близком двигательном контакте человека с человеком:

С одной стороны, ребёнок остро проживет свое тело – сдавленное, извивающееся меж тел других детей и учится при этом не бояться, не теряться, а сохранять себя, выползая из общей свалки…С другой стороны…надо действовать с пониманием – осторожно, чтобы не разбить кому-нибудь нос, не попасть в глаз, ничего не повредить другим детям.

Таким образом ледяную горку можно назвать уникальным местом, где дети имеют возможность приобрести очень ценный «телеснопсихосоциальный опыт».

Всё это время меня беспокоило стоящее с левой стороны дерево, а за ним — небольшая ложбинка, в которой лежал булыжник. Подошла к нему, чтобы ловить тех, кто, спускаясь с горы, приближался к этому опасному месту. Рядом сидели два мальчика лет семи-восьми. Я поинтересовалась у них, зачем они тут сидят.

Каково было мое удивление, что оказывается — они там сидели с той же целью.

Ребята рассказали, что уже были случаи, когда в дерево врезались и даже налетали как раз на этот камень. Поразила серьёзная озабоченность детей этой проблемой. Ведь на горке было много взрослых, но тем не менее именно эти два мальчика самостоятельно выявили потенциально травматическое место и добровольно взялись за охрану безопасности катающихся.

Вот такие у нас растут дети – серьезные, думающие, наблюдательные, сильные, храбрые, готовые прийти на помощь и защитить!

По мнению М. В. Осориной на горке характер ребёнка виден, как на ладони:

Катаясь, он проявляет свои личностные особенности: степень активности, находчивости, уверенности в себе. Очень хорошо виден уровень его притязаний, характерные страхи…

Горка хорошо выявляет телесные проблемы детей: неловкость, плохую координированность движений, неустойчивость из-за недостаточного контакта стоп с почвой, неразвитости ног, смещения верх центра тяжести тела.

Но самое замечательное заключается в том, что с помощью катания с горы недостатки, связанные с развитием «телесного «я» и социализацией тела, возможно не только выявить, но и устранить, проработать.

Из наблюдений за моими непоседами я поняла пока одно, что они, как и все русские люди, любят скорость и «кучкование».

Катя и Варя на мой постоянный тревожный вопрос, будут ли они ещё кататься, каждый раз уверенно отвечали: «Да!» И мы начинали снова: папа толкал, мама ловила, а дети в естественных условиях познавали и развивали свое «телесное «я».

Вечером перед сном на мой вопрос, что было самого интересного за весь день, малыши хором ответили: «Кататься с горки!» Помня свой детский опыт катания с ледяной горы, я очень рада такому ответу, поскольку полностью разделяю мнение Марии Владимировны Осориной о том, что горка «позволяет ребёнку удовлетворять большой комплекс жизненно важных потребностей его личности».

Уважаемые родители, делайте ледяные горки для своих детей и катайтесь вместе с ними! Это не только веселое развлечение, но и, как мы выяснили, полезное во всех смыслах занятие.

Мария Кулыванова

314


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95