Можете представить себе современный город без лифтов в многоквартирных домах и многоэтажных общественных зданиях? Без лифта для очень многих людей стали бы недоступными их собственное жилье и квартиры их близких, места, где они работают, отдыхают, получают необходимые услуги. Вряд ли кто-то представит такое всерьез. Между тем похоже, что такая перспектива вовсе не исключена. Конечно, одномоментно подобное не случится, но ситуация развивается именно в таком направлении.
Сужу по сообщениям о том, что обсуждали специалисты на ежегодной конференции российских лифтовиков, прошедшей в Москве 22 и 23 ноября. Во-первых, темпы замены в многоквартирных домах лифтов, исчерпавших срок службы, и прежде недостаточные, в последние три года неуклонно замедляются. Каждый пятый из почти полумиллиона лифтов в стране выработал свой ресурс, но продолжает эксплуатироваться. Так что если из-за технического отказа лифта кто-то пострадает, отвечать будет не изготовитель, а собственник здания, разрешивший его эксплуатацию. В жилых домах от его имени действует управляющая компания, собственники же — мы с вами — в таком лифте ездим, как правило, не зная и даже не задумываясь о риске.
Во-вторых, снижается качество обслуживания лифтов, конкурсы на которое все чаще выигрывают за счет низкой цены мелкие организации без достаточной материальной базы, опыта и ответственности, что повышает риски отказов и аварий. Крупные компании вынуждены равняться на их цены и сокращать свои издержки. Так, у бывшего монополиста столичного лифтового хозяйства один специалист теперь обслуживает от 80 до 300 лифтов, и это не может не сказываться на качестве. Говорят, что обычным делом становится отключение сотрудниками эксплуатирующей организации системы безопасности лифта, чтобы она перестала останавливать лифт, который работает, но плохо, поскольку установили его с нарушениями, в дальнейшем неустранимыми.
В-третьих, хотя три четверти новых лифтов поставляют российские заводы, растет спрос на более дешевые турецкие и китайские лифты, замещающие ушедшие от нас европейские бренды и конкурирующие с отечественными. Эксперты говорят, что они рассчитаны не на привычные 25 лет эксплуатации, как российские и европейские, а на 10. Так что за четверть века их покупателям придется заплатить за скупость аж два с половиной раза. Думаю, однако, что в большинстве случаев это вызвано недостатком средств на покупку лифта с полноценным сроком, когда пришло время менять отработавший.
В-четвертых, всей отрасли — лифтовым заводам, монтажным и обслуживающим организациям — остро не хватает специалистов. Этим теперь никого не удивишь. Кадровый дефицит стал за последний год проблемой номер один для большинства отраслей экономики, которые конкурируют за дефицитных работников, привлекая их более высокой зарплатой. В лифтовой отрасли такие возможности ограничены неготовностью собственников больше платить за лифт, его монтаж и обслуживание. В отношении многоквартирных домов, где собственники мы с вами, это во многом объясняется нашей низкой информированностью о состоянии и перспективах своих лифтов и связанных с ними рисках.
С лифтами связана еще одна серьезная проблема, датированная аж 2012 годом. Именно тогда в целях снижения нагрузки на бизнес правительство вывело лифты из перечня опасных производственных объектов. Одновременно с этим их владельцев освободили от обязанности страховать свою ответственность. Сразу прекратились обязательные ежегодные проверки состояния лифтов органами Ростехнадзора, а страховые компании перестали оценивать связанные с лифтами риски. Зато аварии и несчастные случаи, до того крайне редкие, стали происходить регулярно, их жертвами за два года стали около полторы сотни человек.
Поскольку этого трудно было не заметить, в 2014 году лифтам вернули статус опасных производственных объектов, а Ростехнадзору — полномочия по учету и расследованию аварий и обязанность ведения реестра лифтов. Однако не позволили ему проверять обслуживающие и ремонтные организации, а также тех, кто оценивает техническое состояние лифтового хозяйства. Эксперты ведомства между тем с самого начала были однозначны в своих оценках: для обеспечения безопасности нужен контроль всей отрасли, начиная со стадии проектирования лифтового оборудования и монтажа.
Но вместо этого в середине 2021 года полномочия Ростехнадзора урезали еще сильнее, лишив его права контролировать соблюдение обязательных требований к лифтам и их монтажу. А контроль за их содержанием и использованием полностью перешел к управляющим компаниям. Знакомые грабли не подвели, исправно ударили по лбу, но, к сожалению, не тех, кто повторно «обнулил» госнадзор, а несчастных пользователей лифтов, ставших жертвами нового роста их аварийности. На этот раз одумались чуть быстрее, чем десятью годами раньше: с 1 марта 2023 года правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью использования и содержанием лифтов. Но для восстановления системы контроля, за короткий период дважды разрушавшейся, может потребоваться не один год.
Контроль необходим, но он не поможет решить проблему своевременной замены лифтов, исчерпавших срок службы. О ее остроте сужу по данным Лифтового союза: в 2019 году в шести российских регионах более 25 лет эксплуатировались две трети лифтов, еще в двадцати — половина. Две трети всех замен шли в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, причем задачу начать в ближайшие два года заменять все лифты сразу после 25 лет эксплуатации ставила перед собой только Москва. В Санкт-Петербурге же заменялось их ежегодно вдвое-втрое меньше, чем исчерпывало свой ресурс.
За следующие четыре года ситуация принципиально не улучшилась, скорее наоборот: новые лифты, их монтаж, содержание и обслуживание стали дороже. В большинстве регионов не могут самостоятельно обеспечить необходимую замену из-за слабости муниципальных и региональных бюджетов и неготовности населения платить больше за капитальный ремонт. Значит, нужна федеральная программа обеспечения безопасности лифтового хозяйства страны, которая предусматривала бы финансирование необходимых расходов (для более богатых регионов — их софинансирование) из федерального бюджета. И принимать ее надо как можно скорее, поскольку со временем проблема будет только обостряться и увеличивать риски аварий и гибели людей.
Мне кажется, в основу такой программы стоило бы положить принцип контракта жизненного цикла лифтов, который обсуждался на недавнем заседании Общественного совета при Минстрое России. Собственнику здания предлагается впредь для удовлетворения нужды в лифте заключать один контракт с изготовителем или дилером, берущим на себя ответственность, помимо самого лифта, также за его монтаж, содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт в течение срока службы. В таком случае изготовители и дилеры будут максимально заинтересованы в качестве своих работ на каждом этапе, а конкуренция должна обеспечить справедливость цен. Такая модель также может стимулировать изготовителей и дилеров привлекать покупателей удобными финансовыми моделями лизинга или рассрочки платежей с участием банка.
Со всем этим надо бы поспешить. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» прямо запрещает с 15 февраля 2025 года эксплуатацию лифта сверх срока службы, если не проведена оценка его состояния и по ее результатам не принято решение о продлении этого срока на определенный период или о проведении работ по его модернизации, после чего срок службы будет продлен. Основная часть просроченных лифтов до сих пор такую оценку не прошла. Значит, в отношении управляющих компаний, не выведших их из эксплуатации, должны будут возбуждать административные дела по статье КоАП о нарушении требований технического регламента, создающем угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей; за это положен штраф до 600 тыс. рублей.
Продолжение эксплуатации лифта после такого наказания влечет штраф до 1 млн рублей с конфискацией предмета правонарушения, то есть самого лифта. Понятно, что надзорный орган не станет его демонтировать и вывозить на склад, но должен будет опечатать, и это сделает невозможной его оценку и модернизацию. Случись же с таким лифтом авария с жертвами, лица, ответственные за его эксплуатацию, попадут под уголовную ответственность по статье 238 УК РФ, предусматривающей до 10 лет лишения свободы.
Пока же ничего ужасного не случилось, жители домов с просроченными лифтами вправе как потребители потребовать от управляющей компании компенсации морального вреда, то есть своих нравственных страданий при поездках в лифте, где висит табличка с указанием года изготовления, из которой следует, что он старше 25 лет, а значит, опасен. Но чтобы исполнить решение суда в пользу жильцов-потребителей, управляющая компания предложит им же собрать необходимую сумму как собственникам этих лифтов.
Такой вот театр абсурда в лифте с отключенной системой безопасности.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России