С 1 ноября по 3 декабря в Галерее искусств Зураба Церетели пройдет выставочный проект Ирины Эльдаровой «Девушки предпочитают нефтяников». Экспозицию составят около 70 произведений живописи и графики.
Ирина Эльдарова – известный азербайджанский художник, яркий, неожиданный, эмоциональный, остро современный, свободно и талантливо выражающий свое ощущение мира через живопись. Её работы приглашают задуматься о многом. На холсте, фанере и ватмане, маслом, акварелью или акрилом автор делится со зрителем родившимися в ее воображении ассоциациями и сюжетами, по-своему рассказывая о добре и зле, мечтах или отягощающих жизнь противоречиях и интригах.
Главные герои произведений серии «Девушки предпочитают нефтяников» – безвестный бакинский нефтяник с советских плакатов 60-х годов и самая знаменитая блондинка мирового кинематографа Мэрилин Монро. Совмещение двух мифов – «светлых идеалов коммунизма» и «аmerican dream», двух секс-символов – мужского и женского создает романтичный и одновременно фантастический из-за своей недостижимости сюжет.
Нефтяники Каспия: классика жанра – «суровый стиль» Таира Салахова. Ирония по поводу советской визуальной идеологии в перестроечном соц-арте в России. Мерилин Монро как квинтэссенция поп-арта в творчестве Энди Уорхола. Высмеивание изобразительных клише и самовысмеивание поп-арта у Джеффа Кунса, или, например, бумажные обрывки киноафиш как материал Миммо Ротеллы, обыгрывающий символическую эфемерность продукта «фабрики грез»… Эти мифы и образы прежних десятилетий своеобразно трансформируются в творчестве Ирины Эльдаровой. В суровый мужской мир нефтяных промыслов в открытом море невольно вторгается девушка. Жизнь персонажей прошлого наполняется искренними человеческими чувствами – what if («а что, если»)?
Наряду с многочисленными работами последних лет в экспозиции представлены и несколько живописных полотен 1990-х. Выверенные по композиции, эти экспрессивные панно /плато говорят нам о другой Ирине Эльдаровой, помогают разглядеть в ее новых, только отчасти фигуративных работах тонкую пульсацию естества.
Своего рода разгадкой творческой личности можно считать и представленные в экспозиции графические эскизы художницы, увеличенные до грандиозных размеров и распечатанные на плоттере. Они дают возможность понять, что живописные изображения на большом холсте – на самом деле быстрая карандашная зарисовка набежавшего чувства, картинка, случайно выпавшая из переполненной картотеки памяти.
На вопрос, о чем работы Ирины Эльдаровой, интересно ответила искусствовед Диляра Вагабова: «Создается впечатление, что Ирина Эльдарова пишет свой собственный роман, привлекая для этого все возможные средства – краски, фотографии и даже стихи… Абстрактные и на первый взгляд простые геометрические композиции строятся у нее на сложных градациях цветов и их оттенков. Определенные цветовые комбинации, со всей очевидностью связанные с внутренней жизнью художницы, становятся индикатором ее эмоционального состояния…».
Ирина Эльдарова родилась в 1955 году в Москве. В 1974 году закончила Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Брала уроки у профессоров Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1975 – 79). Диплом получила как выпускница Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, где обучалась в 1980 – 82 годах под руководством известного мастера книжной графики, профессора Бориса Дехтерева. Более 30 лет живет и работает в Баку.
Ирина Эльдарова – автор серии монументальных мраморных панно, установленных на станции метро «Халглар достлугу» (Баку, 1988). Сфера профессиональных интересов художницы также охватывает фотографию, видео-арт, журналистику.
С 1995 года является арт-директором международного издательского дома Caspian Publishing House, а также членом Британской ассоциации журналистов. Принимала участие в разработке художественной концепции так называемых Государственных книг Азербайджана (2000), Казахстана (1999, 2000 и 2003), Узбекистана (2002), журналов Caspian c 1995 по сегодняшний день, российских изданий Loaded, BOOM...
С 2012 года – главный художник Национального музея искусств Азербайджана. Принимала участие во многих выставках как за рубежом, так и в России и других странах СНГ.
Работы автора находятся в собрании Третьяковской галереи (Москва), Музее современного искусства (Баку, Азербайджан), Музее искусств им. Р. Мустафаева, Бакинского центра искусств, а также являются собственностью многих частных собраний.
Сергей Николаев