На днях я подряд послушал три новых музыкальных альбома - и показалось, будто их звучанием занимался один и тот же саунд-продюсер. В жанре, который условно можно назвать «поп-рэп», модный саунд сейчас - это обволакивающие мелодии и старательно искажённый голос. Эту фишку просекли продюсеры, поэтому пытаются ковать железо, пока горячо. Таким образом нас ждёт невероятно мощное нашествие новых братьев Гаязовых, Рауфов и Фаиков, Jony, «Газировок» и т.д. - да оно уже началось. К слову, чем раньше начнётся, тем раньше и публике надоест, после чего артистам можно будет вернуться к пению собственными голосами и завязать вот с этими упражнениями маленьких слонят. Но тогда неизбежно новой модой снесёт многие нынешние суперактуальные проекты.
Первые два альбома из трёх прослушанных подряд принадлежали малоизвестным музыкантам, можно сказать, ноунеймам. Я мысленно отметил их блестящее соответствие сегодняшним требованиям к модному саунду: манеру исполнения все схватывают на лету, аранжировочные приёмы повторяют «на раз», и кажется, что лидерам современных поп-чартов стоит только немножко оступиться - и их сметут легионы готовых взять на себя их миссию конкурентов. Больше особо никаких мыслей эти две пластинки, честно говоря, не вызвали: чётко овладев формой, эти проекты не смогли предложить ничего интересного в плане содержания. А несмотря на все модные тенденции, на одной форме далеко не уедешь, нужно ещё, чтобы песни цепляли - по старинке, мелодиями или текстами, а лучше, чтобы и тем, и другим сразу.
Третьим прослушанным диском оказался «Алиби» Лёши Свика. По саунду и манере исполнения альбом - ну просто брат-близнец двух предыдущих (не буду называть проекты, ибо вряд ли они оставят след в истории). Но есть и существенное отличие: в пластинке «рэпера с Уралмаша» содержание важнее формы, а хитмейкерский талант Свика в принципе позволит ему подстроиться под любые меняющиеся модные стандарты - ведь умение сочинить запоминающуюся мелодию останется при нём. Когда-то Лёша Свик считался лириком, потом компания Warner Music Russia намекнула ему, что неплохо бы сделать более дискотечную историю, которая и превратилась в популярный альбом «Юность», а в «Алиби» он успешно чередует ритмичные песни с медляками. А иногда это совмещается и в одном треке, как, например, в «Остаюсь». Поплясав под «Танцуй пока молодой» (не имеет отношения к одноимённой песне Газманова), слушатель может погрустить под «Луну», если его, конечно, не отпугнёт немного зверская вокальная подача. Интересно, что в трогательной песне «Друг» Лёша Свик будто бы забывает о саунде и поёт практически «человеческим голосом». При этом в композиции «Не забывай меня» публика захочет подхватить мотив, не слишком обращая внимание на «специальное» пение. Форма всё же вторична, если человек умеет сочинять запоминающиеся песни.
Алексей Мажаев