Давно уже не наблюдалось столь широкообхватного интереса к кино подобного жанра. Но здесь, что поразительно, даже некоторые мои иногда "не в меру утончённые" товарищи, предпочитающее что-нибудь медленное, задумчивое, бессюжетное и "гениальное", пребывали в настолько невероятном предвкушении новой части "Безумного Макса", что этой франшизой заинтересовался и я.
Марк Максимов, редакция "1001.ру"
"Безумный Макс: Дорога ярости" (2015, Австралия, США, режиссёр — Джордж Миллер, в ролях — Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Роузи Хантингтон-Уайтли, Зои Кравиц, Райли Кио, Нэйтан Джонс, Хью Кияс-Бёрн, Меган Гэйл, Эбби Ли)
Однажды в пустыне, посреди мира, павшего после термоядерной войны, бывший коп, а ныне одиночка Макс Рокатански (Том Харди), мучимый призраками прошлого, попадает в плен к бандитам-мутантам. Озверевшая банда фрикообразных существ привозит героя в крепость Цитадель. Ею управляет дряхлеющий не по дням, а по часам, злодей Несмертный Джо (Хью Кияс-Бёрн) — властелин воды в мире обезвоживания, дарящий своему народу жалкие капли так называемой аква-колы. Где-то там, внизу, обитает нищий сброд, управляемый засевшим на "вершине мира" умирающим узурпатором. Всё дело в том, что власть и её боевики страдают от рака, им нужна новая кровь, чтоб сохранить популяцию. Поэтому Макса сажают в клетку и собираются использовать как донора.
Тем временем на лучшей фуре Цитадели, прихватив с собой прекрасных и абсолютно здоровых жен Несмертного Джо, сбегает яростная Фьюриоса (Шарлиз Терон) — однорукая женщина-воин, у которой свои представления о доле фемин в мире сильных мужчин. В погоню за беглянками устремляется боевой отряд во главе с Несмертным. Каждый из них — а особенно юный наивный Накс (Николас Холт) — готов умереть за своего властелина, провозгласившего себя вечно живущим. Сам же коварный старик обещает новоявленным скинхедам Вальгаллу за героическую смерть в бою. На свою беду бандиты прихватывают с собой и Макса, лицо которого заковано в железный намордник, сердце полно гнева, а жажда выживания граничит с паранойей.
События фильма развиваются спустя некоторое время после того, как в первом фильме "Безумный Макс" (1979), герой потерял всех своих родных в неравной схватке со спятившим миром. В реальном времени с тех пор прошло тридцать лет. И пятнадцать из них режиссёр Джордж Миллер вынашивал план снять "Дорогу ярости". Семидесятилетний австралиец в процессе работы над картиной столкнулся со многими факторами — старение Мела Гибсона, перемена климата в Австралии, которая вдруг лишилась необходимых для съёмок ландшафтов, поиск бюджетных средств и прочие реалии современности. Все эти события — необходимая виньетка к результату, который получился в итоге.
Для начала был придуман мудрый ход. У многих поклонников прошлой трилогии есть упёртое отношение к персонажу. Им должен быть Мел Гибсон и никто иной. Именно для них первые минут сорок Макс пребывает в железной маске. К тому времени, как герой скинет с себя рабский аксессуар и явит миру лицо Томаса Харди, зритель уже будет настолько повержен происходящим, что ему будет абсолютно наплевать на подобные нюансы. Явись в этом образе хоть Кролик Банни — неважно. Отступает на второй план и сюжет, условно обозначить который можно одним предложением. Ехали до точки А, развернулись, поехали обратно. Эта кажущаяся простой формула, помноженная на мизерное количество диалогов, становится единственно верной, возвращает боевику его первоначальное естество. Учитывая и тот факт, что большинство сцен в "Дороге ярости" снято без использования цифровых технологий. Факт в наши дни — практически невероятный, учитывая колоссальный по размаху масштаб съёмок.
Можно увидеть в происходящем ускоренное прочтение "Белого солнца пустыни". Или события, еще недавно происходившие в соседней стране — у "наследников Вальгаллы" и этика и эстетика довольно близки к радикальным украинским "небратьям", даже цвет флагов у них общий. Но правильнее всего довериться инстинктам, и хотя бы на время просмотра сделать так, чтобы изображение заменило соображение. Грубо говоря, весь этот невероятно живой, безумный, бурлящий на экране мир — то главное, ради чего мы ходим в кино, и которое мы, казалось, навсегда потеряли.
Если и есть одно ёмкое определение, возникающее как во время просмотра, так и после него, характеризующее "Дорогу ярости", — так это распространённое слово из арсенала обсценной лексики, которым мы не пользуемся на страницах газет. Во время киносеанса вы произнесёте про себя его не раз.
Анастасия Белокурова