Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Маревна с картины Модильяни

Русская художница в парижской богеме

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) — практически неизвестная в сегодняшней России художница. Меж тем эта женщина входила в самые почётные артистические (в широком смысле) круги: псевдоним Маревна ей придумал Горький, стихи ей посвящали Эренбург и Волошин, а Модильяни, Пикассо и Ривера писали её портреты. Ярчайшая фигура монпарнасской богемы была фактически забыта на Родине.


А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919

Маревна родилась под Чебоксарами в 1892 году, училась в Тифлисе и в Москве. В юности, путешествуя по Европе, девушка столкнулась с Максимом Горьким, который и придумал ей звучный русский псевдоним, а на прощание напутствовал:

Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь.

Маревна проигнорировала совет и уехала во французскую столицу, где и стала широко известной художницей. Она общалась с такими мэтрами, как Модильяни, Пикассо, Кокто, Аполлинер, Дягилев, Леже, Матисс, Шагал, и находилась под значительным влиянием или даже творческим диктатом Парижской художественной школы. Работы Воробьевой-Стебельской — это синтез пуантилизма, кубизма и примитивизма.

Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить, — вспоминала сама художница.

В течение шести лет Маревну связывали романтические отношения с художником Диего Риверой (будущим мужем Фриды Кало). У артистической пары даже родилась дочь Марика — впоследствии известная танцовщица и актриса.


Маревна. Триптих Посвящение монпарнасским друзьям, 1962. Часть первая. Слева направо: Д. Ривера, Маревна с дочерью Марикой, И. Эренбург, Х. Сутин, А. Модильяни, Ж. Эбютерн, М. Жакоб, М. Кислинг, Л. Зборовски

Справедливо будет отметить, что постоянное нахождение в кругу передовых европейских художников сыграло с Маревной злую шутку. Большинство критиков считали её работы глубоко вторичными, а её модернистское новаторство — выдохшимся искусством второго темпа. Многие называли произведения Воробьевой-Стебельской «дамским рукоделием», никак не эволюционировавшим и не развившимся с 1920-х по 1960-е годы.

Как отмечают искусствоведы, наследие русской художницы всё же имеет ценность, как минимум, за счёт портретов своих известных знакомых художников и за написанные ей книги воспоминания о жизни парижской богемы начала XX века: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и «Воспоминания кочевницы». Большая часть картин Маревны хранится в женевском музее современного искусства «Пти Пале».

 


 

Другие тексты рубрики «Чтобы вы знали»:

185


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95