Для того чтобы взять под опеку сирот, бабушек и дедушек хотят заставить проходить принудительное обучение.
Эти нормы продвигают в федеральном законопроекте № 232772-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В первом чтении закон «бабушек и дедушек», так его называют, уже принят.
И хотя в приоритете детям, лишившимся попечения родителей, вроде бы лучше остаться в кровной семье, по факту старикам предлагают сперва доказать свою финансовую состоятельность, отсутствие жилищных проблем, пройти наравне с посторонними кандидатами в опекуны Школу приемных родителей (ШПР), чтобы получить возможность воспитывать своих же внуков.
Разве родные люди опаснее посторонних? Ведь что мы по факту имеем сейчас?
Несколько дней вся Россия обсуждает жуткую историю в Екатеринбурге: профессиональный опекун Вероника Наумова обвиняется в убийстве своего 6-летнего воспитанника. Женщина утверждала, что мальчик сбежал из ее дома. В поисках были задействованы более 1500 человек, в их числе волонтеры, полиция, представители Следственного комитета. А на самом деле тело малыша уже несколько месяцев лежало в сумке в гараже.
Опекунша заявила, что она не при чем, что ребёнок погиб в результате несчастного случая, а до этого был неуправляем и агрессивен (в 6-то лет!), и она даже хотела от него отказаться. И хотя обстоятельства произошедшего до сих пор не до конца выяснены, подозреваемой уже предъявили обвинение по статье «убийство малолетнего» (п. «В», ч. 2, ст. 105 УК РФ), в «истязаниях несовершеннолетнего» (ст. 117 УК РФ) и в «мошенничестве» (ст. 159 УК РФ).
Возникает резонный вопрос: каким образом эта дама прошла школу приемных родителей, получила право воспитывать аж троих приемных детей? Чем занималась все это время опека? Почему не выявили проблемы в приемной семье вовремя – вряд ли те были несущественными, раз все закончилось трагедией. Нельзя сказать, что тревожных звоночков не было, тем более что и сама Наумова якобы поднимала вопрос о возвращении непослушного мальчика в детский дом. Следовательно, триггеры были. Так почему никто из тех чиновников, кто должен был заниматься этой семьей, ничего не делал?
Вопросы риторические. Которые раздаются в России последние несколько лет. Что делать с системой опеки в РФ, которая занимается чем угодно – изъятием детей у родных многодетных матерей, которые кто-то посчитал неблагополучными, влезанием в семьи с установлением там своих порядков, вплоть до того, что должно лежать в холодильнике, но только не тем, чем реально нужно бы заниматься.
Почему чиновники не видят никакой разницы между родными и чужими опекунами, начиная с требований к кровным родственникам, желающим воспитывать сирот?
«Получается, бабушка с дедушкой как-то справились с воспитанием родителей, но для того, чтобы получить под опеку внуков, они должны заново пройти Школу приемных родителей?» – задаются вопроса противники законопроекта.
Никаких исключений по прохождению ШПР для родственников, в том числе близких, не предусмотрено. Предполагается, что данная мера будет реализована на уровне подзаконных актов, а заниматься этим вопросом станут некие сторонние организации, например НКО, что создает возможности для различных манипуляций. Данная мера, уже опробованная на деятельности органов опеки и попечительства, постепенно будет распространена на все семьи в России без исключения. Не только приемные, но и родные. Беспрепятственное, не ограниченное никакими условиями вторжение в частную жизнь граждан, причем работу по «сопровождению» семей станут осуществлять непонятно кто.
В дальнейшем Министерство просвещения, судя по всему, планирует еще больше ухудшить положение кровных опекунов.
Законопроект предусматривает возможность принудительного (без согласия самих опекунов или попечителей, усыновителей) назначения сопровождения приемных семей органами опеки и попечительства, в том числе и в случае, когда речь идет о семьях близких родственников детей.
При этом критерии некоммерческих организаций, которые станут заниматься этим процессом, до сих пор четко нигде не прописаны. Зато выделять на их деятельность планируется около миллиарда рублей в год из бюджета.
А как же традиционные ценности, о которых у нас так много говорят? На словах сплошные скрепы, а на деле неизвестные товарищи, имеющие непонятно какое образование и жизненный опыт, примутся решать, хороша семья или нет.
Даже Вячеслав Володин предложил, чтобы ближайшие родственники — бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и др. — получили преимущественное право стать опекунами малолетних сирот, без дополнительных требований.
«Если посмотреть внесенный законопроект, то он ставит близких родственников — бабушек, дедушек – в общий список лиц, кому для оформления опеки необходимо проходить психологическое тестирование, подготовку к опекунству, иметь соответствующие жилищные условия. В случае если жилищные условия стесненные, они могут не получить право на опекунство, и ребенок поедет в детский дом. Это недопустимо», – заявил спикер Госдумы.
«Разумеется – и это в том числе личная позиция Святейшего Патриарха – требования, предъявляемые к бабушкам, дедушкам, другим близким родным, желающим взять к себе в семью лишившихся отца и матери детей, должны быть максимально упрощены, – считает иерей Федор Лукьянов, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. – От них не должно требоваться проходить обязательную программу подготовки – такие требования ничем нельзя оправдать. Не должно идти речи и о возможности какого-то недобровольного внешнего сопровождения таких семей – ни со стороны государственных чиновников или специалистов, ни тем более со стороны неких негосударственных структур, которые часто имеют откровенно ювенальную направленность».
Авторы законопроекта ссылаются на некие секретные поручения президента от 2017 года, на основании которых и была разработана эта инициатива. Но как проверить, что до президента доносили объективную и правдивую информацию по этому поводу? Например, разработчики утверждают, что якобы близкие родственники чаще возвращают детей в детские дома, но если смотреть по открытым статистическим данным, то видно, что это как минимум неправда.
Количество отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семьи близких родственников: в 2021 году – 1431, в 2020 году – 1339.
Общее же число отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семьи составило в 2021 году – 5988, в 2020 году – 5507.
Таким образом, количество отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семьи, не являющиеся семьями близких родственников, составило:
в 2021 году – 4567,
в 2020 году – 4168.
Элементарная арифметика позволяет убедиться в том, что гораздо чаще отказываются от приёмных детей как раз посторонние опекуны.
Каким образом предложенный Министерством просвещения законопроект оказался мало того, что скандальным, но еще и напрямую противоречащим провозглашенным сверху традиционным семейным ценностям и принципам государственной семейной политики, которые не раз заявлялись президентом и правительством. Кому это выгодно?
Ведь формально Конституция России декларирует защиту семейных ценностей: люди ожидают от государства реальной защиты семьи и ее суверенности, прав родителей, неприкосновенности частной жизни – а никак не усиления ювенального контроля и принудительного вмешательства в жизни людей.
Учитывая скорость, с которой принимается данный законопроект, не исключено, что он имеет значение в качестве «торпедирующего» снаряда поправок в СК РФ, а также Закона «Десяти сенаторов», которые сделали бы невозможными подобные инициативы и сняли бы угрозы для семей и попытки управлять ими.
«Ребенок должен оставаться в своей родной семье – так, как было всегда! И никакие жилищные и иные условия не могут быть препятствием к тому, чтобы ребенок оставался с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами», – единодушно считает родительская общественность.
Активисты пишут петиции, требуя отложить принятие законопроекта, но пока что реальной возможности как-то повлиять на ситуацию нет. Пятнадцать дней будет идти обсуждение и вноситься поправки, после чего тот уйдет на второе чтение.
Екатерина Сажнева