17 августа исполнилось бы 85 лет великому русскому актеру и строителю театра в высшем смысле этого слова Олегу Табакову. Как будет отмечаться юбилей, какие памятники Мастеру и в каких количествах появятся в Москве — узнал обозреватель «МК».
Надо сказать, что Олег Павлович очень любил свой день рождения и отмечал его всегда. Правда, по-разному: некруглые даты — в узком кругу в МХТ, где ему на третьем этаже, за стеной его же кабинета, П-образно выставляли столы и непременно дарили волжскую стерлядку (Табаков понимал толк в еде), а вот круглые даты он гулял с размахом и, как правило, осенью.
Отлично помню два последних юбилея — 75 и 80. Праздник начинался во мхатовском дворе, куда торжественно на большом авто привозили юбиляра с женой и детьми, а продолжался он в Большом зале или на Малой сцене с лихими молодежными капустниками.
На этот раз по известным медицинским показателям в стране все торжества отменены или перенесены. В честь Табакова — на глубокую осень. Так, 7 ноября в МХТ им. Чехова, у руля которого Табаков твердо стоял 18 лет, состоится юбилейный вечер. Его будет творить Владимир Машков, который после ухода Олега Павловича продолжает его дело в «Табакерке». По нашим сведениям, Владимир Львович приступит к подготовке сразу же, как только в сентябре выпустит премьеру «Никого не осталось» по детективному роману Агаты Кристи «Десять негритят».
В юбилейный же для Табакова год в российской столице появятся сразу два памятника Мастеру. Точнее, один памятник и одно надгробие на Новодевичьем кладбище. Скульптурной композицией (автор Александр Рукавишников) под названием «Атом солнца» занимается Машков: ее установят на Сухаревской площади, рядом с последним детищем Олега Павловича — Новой сценой «Табакерки». Скульптурная композиция сейчас находится в мастерских Александра Рукавишникова и представляет собой следующее: Табаков и его анимационный альтер-эго кот Матроскин сидят на скамейке, прислонившись к земному шару. А к чему же еще: Олег Павлович был личностью планетарного масштаба, каких, стоит признать, нет и долго еще не будет.
— Марина, как тебе такое решение? — спрашиваю я вдову Табакова актрису Марину Зудину, которая должна согласовать театру такое скульптурное воплощение образа своего супруга.
— Да, я видела его, — говорит Марина. — Мне нравится, потому что скульптор точно уловил характер Олега Павловича. Я знаю, что эта идея родилась очень быстро, и в ней есть все, что выражает его характер. Многие видели и так же, как я, оценивают эту работу.
Сама же Марина в настоящий момент вплотную занимается надгробием для могилы своего великого мужа на Новодевичьем. Где-то прошлым летом она обратилась к театральному художнику Николаю Симонову (при Табакове он был главным художником МХТ), чтобы тот придумал проект надгробия. Симонов полгода думал и предложил весьма оригинальное решение. На могиле театрального реформатора не будет ни его фигуры в полной рост, ни бюста, ни узнаваемого любимого профиля. Хотя все привыкли к тому, что на нашем главном мемориальном кладбище театральным деятелям в основном устанавливают большие и дорогущие изваяния.
Звоню художнику Коле Симонову. Это его первая подобная работа.
— У меня в макете — три вертикальных столба, объединенных крестом, — рассказывает мне художник. — Эти столбы символизируют три важных для Олега Павловича этапа в жизни: «Табакерку», «Современник» и Художественный театр. А также три его ипостаси: актер, режиссер, педагог.
— Очень точные символы для Олега Павловича. А из какого материала будет выполнено надгробие?
— Оно сложное по материалам. Пока не решили, из какого камня столбы — или змеевик, или мрамор. Но камень должен быть зеленым, отсылающим нас к основному мхатовскому цвету. А крест — из стекла, но он не простой, там сложная плавка.
На надгробии будут имя/фамилия и цитата из Табакова, которых нам он оставил в большом количестве и по любому поводу. Но здесь вот какая: «Все, что я взял на себя, я выполнил».
— Но когда же на могиле появится надгробие? Успеют ли к юбилею?
— Конечно, мы хотели установить его к юбилею, но из-за пандемии все работы остановились и сроки сдвинулись, — говорит Марина Зудина. — Но мне сроки не важны, главное — есть идея.
— МХТ Чехова как-то участвует?
— Театр сам по себе, я сама по себе. У Олега Павловича была команда, которая воплощала его идеи, ну а я занимаюсь всем сама. Недавно мы с художником Симоновым, скульптором Андреем Наличем и художником по стеклу Юрием Мерпертом были на кладбище, еще раз посмотрели могилу — все должно получиться.
— По-твоему, все же какой памятник появится в Москве первым?
— Скорее всего — на Сухаревской.
Напомню, что самый первый памятник Олегу Табакову появился еще при его жизни. К 80-летию артиста на его родине, в Саратове, в центре города, из бронзы встал его знаменитый герой Олег Савин из фильма «Шумный день» (идея Евгения Миронова и Александра Боровского). Примерно через полгода после смерти Табакова на первом этаже МХТ им. Чехова открыли его бюст работы Салавата Щербакова, вставший рядом с бюстами Станиславского, Немировича-Данченко и Ефремова.
Марина Райкина