У большинства людей, слышащих слово «Матранг» не в первый раз, при упоминании этого имени в голове начинает звучать рефрен песни «Медуза» - прошлогоднего хита, который даже сравнивали с композициями Виктора Цоя.
Узнаваемости трека ничуть не мешал абстрактно-безумный текст - а низкий уверенный в себе вокал только помогал. Таким образом, Алан Хадзарагов (настоящее имя Матранга) обеспечил себя, выражаясь эстрадным языком, «шлягером на все времена», который, впрочем, может обернуться проклятием «автора одного хита». Мы знаем немало примеров, когда первый же хит артиста оставался для него единственным, и никакие попытки повторить то творческое озарение не приводили к успеху. Кто-то с этим смирялся, кто-то нет, кто-то всё же пробивал эту стену - как бы то ни было, борьба за второй хит почти всегда принимала драматичную, а то и трагичную окраску.
Matrang подошёл к этому вопросу на редкость невозмутимо. Он вообще оставил «Медузу» за скобками. То, что она звучит в чьих-то головах, - это вообще не проблема артиста. То есть это, конечно, может стать проблемой, но только если Матранг начнёт сильно заморачиваться по этому поводу. Судя по альбому «DA», он этого делать не собирается. Содержание прошлогодней пластинки «ЭЙА» можно было описать фразой «Медуза и другие животные» - тогда Matrang прицельно бил в одну цель, пытаясь развить успех первого хита. На новом диске он резко сменил направление: если бы не голос, вы бы, возможно, вообще не узнали Алана.
Вместо хаус-рэпа Матранг теперь делает танцевальную поп-музыку. Первый трек «Иди» кажется подражательным: артист поёт в странной, но модной манере, «как с набитым ртом», и ритмично повторяет фразу «просто иди туда, куда шёл». Но недоумение не успеет овладеть слушателями альбома: уже вторая песня «Луной» оказывается ярким танцевальным номером с приятным мелодичным припевом. Новое творчество Матранга кто-то уже успел сравнить с музыкой Ивана Дорна. Если подходить с формальными мерками, то интересная работа с ритмами и приблизительная с рифмами действительно объединяет этих музыкантов, но в целом - не похоже. У Матранга всё звучит более загадочно и веско; возможно, виной тому тембр и интонации его голоса, которые на пластинке ещё усилены шаманскими бэками. Местами «DA» улетает в дебри медитативной этники, причём, как ни удивительно, без малейшего ущерба для коммерческой привлекательности работы. Так, песня «Имя» одновременно является и этническим экспериментом, и привязчивым поп-хитом. А когда Матранг обходится без нарочитого оригинальничания, то песни могут сразу занимать очередь за поп-премиями - самым ярким примером тут станет композиция «Знаешь как». За «Темноту» статуэток вряд ли дадут, но для танцев она подходит идеально.
Совершенно не факт, что коллективные усилия песен с альбома «DA» помогут Матрангу избавиться от ярлыка исполнителя «Медузы», но это на данном этапе и не требуется. Раньше «Медуза» была вишенкой без торта, а теперь и торт испекли. То, что он сильно отличается по вкусу от вишенки, только добавляет продукту пикантности.
Алексей Мажаев, InterMedia