Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мечтать не вредно

В семье Зайцевых разразился скандал. Отец поругался со своим пятнадцатилетним сыном. Старшеклассник Антон, к которому родители относились как ко взрослому, всерьез увлекся динозаврами. Он с утра до вечера читал о них, покупал на сэкономленные карманные деньги все новые и новые книги, откапывал интересные факты в Интернете. А когда отец завел с Антоном разговор о его будущей профессии, то услышал слова, которых боялся больше всего. Мальчик сказал, что собирается стать палеонтологом. У отца случился нервный срыв. Он-то хотел, чтобы Антон стал экономистом!

— А как же мой бизнес?! — кричал он. — Кто будет мне помогать? Ты что, хочешь всю жизнь прожить в нищете, с костями динозавров?

Когда отец и сын в очередной раз поссорились, Антон воскликнул:

— Все хотят, чтобы я прожил серую и скучную жизнь! Почему? Мне не нужен никакой бизнес! Зачем мне столько денег? Хлеб есть, молоко есть — и достаточно!

А в семье Кузнецовых поругались мать и дочь. Семнадцатилетняя Лиза влюбилась в одноклассника, и он ответил ей взаимностью. Лиза и Саша встречались, почти каждый день гуляли в парке, Саша покупал Лизе мороженое. Они оба были красивыми, оба хорошо учились, однако мать Лизы была недовольна:

— Лиза, о чем ты только думаешь? У этого Саши два брата, места в квартире нет! Где вы будете жить, если поженитесь?

— Но мы не собираемся пока жениться! — удивилась девушка.

— А зачем тогда встречаетесь? — с недоумением спросила мать.

Известный конфликт отцов и детей, которому посвящено столько книг и фильмов, повторяется в каждом новом поколении, и никуда от него не деться. Опасен он тем, что часто приводит к разрыву отношений между детьми и родителями. Поэтому мамам и папам следует заранее подумать о том, как правильно вести себя с подростком в случае возникающих противоречий.

Нельзя забывать, что человек в процессе жизни постоянно меняется. Его восприятие мира и его возможности в разных возрастах далеко не одинаковы. Какие этапы развития проходит человек между шестнадцатью и сорока годами? Почему родители, которым перевалило за сорок, не могут понять своих детей-старшеклассников?

Как малыш не может без игрушек, так и старшеклассник не может без мечты. Юноша чувствует, что он вырос, полон энергии, что жизнь прекрасна, и впереди его ждут таинственные романтические события. Школа заканчивается, открываются широкие возможности. Выпускник радуется: наконец-то появилось право выбирать, строить жизнь по своему сценарию! Ему часто кажется, что он способен на все: может стать артистом, путешественником, модельером, может покорить Москву или Париж. Молодому человеку свойственно время от времени пребывать в сладостном трансе, связанном с каким-то увлечением или первой любовью.

Старшеклассник, как и дошкольник, не может жить только в реальном мире, думать об обстановке в стране или о домашнем хозяйстве. Ему нужен свой вымышленный чудесный мир, который тесно переплетается с реальным.

Например, влюбленный юноша идет по дороге, и ему кажется, что сиянием наполнено все вокруг: и деревья, и дома, и другие люди. Он восхищается этим миром, хотя мир тут ни при чем, все дело в эмоциях. Такое состояние необходимо старшекласснику, и если родители будут его постоянно разочаровывать, то он попытается войти в это состояние другим путем: через алкоголь, курение, наркотики, религиозные секты, фанатизм. Свой сладостный транс он все равно получит, другое дело — каким образом?

Не надо запрещать подросткам мечтать. В свои пятнадцать-семнадцать лет они генерируют энергию, которой будут питаться всю жизнь! И родителям, которые пришли к выводу, что жизнь тяжела и полна лишений, совершенно не нужно преподносить это детям как абсолютную истину. Надо настраивать детей на хорошую жизнь, а не на плохую!

Что же дальше происходит с человеком, когда он оканчивает школу и начинает взрослую жизнь? Мечты вступают во взаимодействие с реальностью: они приспосабливаются под нее и, в то же время, частично воплощаются в реальности. Вот уже парень получил диплом, заработал себе на автомобиль. Вот молодая женщина держит в руках младенца, о котором давно мечтала.

Годы идут, люди становятся более опытными и практичными, однако в их душе остается еще кое-что от юности. Это мечта, которая носит название «когда-нибудь»: «Когда-нибудь у меня будет отдельная квартира. Когда-нибудь я рожу второго ребенка. Когда-нибудь поеду в Южную Америку».

И вот наступает роковой момент переоценки ценностей

У всех это происходит в разное время, но чаще всего в возрасте тридцати пяти лет. Человек понимает, что спасительная отговорка «когда-нибудь» — сплошной самообман, он трезво оценивает ситуацию и понимает, что все получилось не так, как он хотел.

Часто в этом возрасте люди впадают в депрессию оттого, что жили неправильно и теперь уже ничего нельзя изменить. В тридцать пять лет люди впервые решаются сказать самому себе страшное слово «никогда». Например: «Никогда не выйду замуж. Никогда не рожу ребенка. Никогда не сделаю карьеру».

Однако эта депрессия длится не очень долго, чуть позже открывается второе дыхание. Океан отступает, это значит, что скоро будет цунами. И «цунами» приходит около сорока лет. Безнадежное «никогда» меняется на воинствующее: «Сейчас! Больше нельзя откладывать!».

Очень часто в сорок лет человека озаряет мысль: «Сколько можно жить для других, следовать чужим советам? Пора жить для себя! Пора исполнять свои желания!» В этом возрасте происходит огромное количество разводов, часто люди решаются не только поменять семью и работу, но и получить второе образование. В сорок лет многие из нас окончательно освобождаются из-под власти матери и отца, потому что до этого возраста даже умершие родители сильно воздействуют на психику, человек продолжает следовать их правилам. И вдруг резко наступает осознание своей независимости: «Это я, такой как есть! Я больше не буду ни под кого подстраиваться!»

Понятие «мечта» сорокалетним становится глубоко противно. Родители старшеклассников понимают, что в их ситуации мечтательность приведет к беде. Надо скорее что-то предпринимать и нельзя впадать в иллюзии, строить какие-то несбыточные планы. А главное — нельзя ошибаться! В этом возрасте на исправление ошибки уже не остается времени!

Поэтому родителей так сильно раздражают воздушные замки, которые строят их дети. Они почему-то хотят и на ребенка перенести этот свой выстраданный лозунг: «Сейчас или никогда!» Им хочется, чтобы у детей сразу все шло правильно, чтобы они не забивали себе голову глупостью под названием «когда-нибудь».

Сорокалетние мама и папа считают себя очень мудрыми. Им не терпится поделиться своим опытом с подростками, чтобы те не повторили их ошибок. А дети-старшеклассники меньше всего хотят «правильно жить». Им нужен транс, мечты, фантазии. Им нужна чарующая неизвестность! С этого и начинается конфликт поколений.

Как же избежать этого конфликта или, по крайней мере, сгладить его, чтобы на всю жизнь сохранить хорошие отношения с детьми? Это несложно. Просто родители должны не препятствовать романтическим увлечениям ребенка, а наоборот, помочь ему пройти этот прекрасный отрезок жизни как можно лучше и интереснее.

Вспомним девочку Лизу, которая встречается с Сашей. Возможно, скоро она с ним расстанется, а может, не расстанется никогда. Но одно ясно: свою первую любовь она не забудет.

Пусть ее мама на минутку представит, что Лиза выйдет замуж за состоятельного человека с квартирой, но будет всю жизнь вспоминать свои встречи с Сашей и искать с ним тайных свиданий! Как много таких несчастных женщин! Поэтому мама должна помочь Лизе сделать этот романтический период, который девочка сейчас переживает, еще более красивым и интересным. Например, можно подарить дочке и ее молодому человеку билеты в театр или прогулку на речном трамвайчике, помочь их друзьям организовать пикник за городом, чтобы у подростков остались приятные воспоминания. И Лиза будет благодарна маме всю жизнь!

Что касается родителей Антона, то они должны проявить больше терпения. Маме и папе тоже будет полезно прочитать несколько книг о динозаврах, чтобы понять, что именно так заинтересовало их ребенка.

Надо дать Антону «зеленый свет», разрешить ему заниматься палеонтологией, и тогда, скорее всего, увлечение останется лишь увлечением, а парень прислушается к советам родителей.

К счастью или к сожалению, возраст романтики рано или поздно заканчивается, и его нужно провести полноценно! Если человека лишить чего-то важного в этот период, он может зациклиться на этом, и вся его дальнейшая жизнь пойдет наперекосяк.

Как говорят психоаналитики, если ребенка слишком рано лишить пустышки, в будущем это обернется тягой к алкоголю. Если мать уделяет мало внимания сыну, он, став взрослым, будет искать женщину, которая станет ему второй матерью. Неудовлетворенные потребности рано или поздно проявляются, мешая человеку нормально развиваться. Если разочаровать юношу или девушку, пребывающих в романтических грезах, это может закончиться тем, что человек так и не сумеет повзрослеть, и детско-подростковые фантазии возьмут над ним верх тогда, когда это будет совсем не нужно. Например, лет в пятьдесят. Вспомните, сколько вы встречали таких чудаков! Поэтому каждый этап жизни надо пройти полноценно и насыщенно, чтобы правильно подготовиться к следующему. Наслаждайтесь своим возрастом и поддерживайте детей в их мечтах.

Юлия Джумм
«Здоровье школьника»
http://www.za-partoi.ru

869


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95