«Дом» — так называется спектакль, который весной поставили в театре «Школа современной пьесы» и которым недавно там открыли сезон.
Пьесу совместно с Анной Матисон написал Евгений Гришковец. Худрук театра Иосиф Райхельгауз ее поставил.
Самый большой дефицит этой постановки — юмор. Казалось бы, имя драматурга почти синоним смеха в современном зале — смеха, с восторгом узнающего свои обстоятельства — обычные обстоятельства обычного человека. Лирический герой Гришковца — главное его достояние — здесь не просто банален (банальность — стихия, из которой выросла вся поэтика данного автора). Он скучен. Возможно, потому, что скучна его цель, она же — сюжет.
Преуспевающий отоларинголог Игорь, врач и приятель мини-олигархов, достигнув 45 лет, вознамерился купить дом. Ему хорошо в новой квартире, жена его любит, дети не терзают, доходы приличные. Но
То есть непокупка дома достигает размеров метафизической драмы.
Но куда громче выстрела в спектакле звучит главный мотив постановщика: сделать модно. Спектакль сложить из предпоследних сценических приемов. Четыре телеэкрана показывают кино и транслируют зал, где идет спектакль. Артисты сидят среди зрителей, пробираются между рядов. Героя играют по очереди то телекихот Александр Гордон, то топ-менеджер Борис Вайнзихер. Главное отличие между непрофессионалами: Гордон изо всех сил остается Гордоном, а Вайнзихер просто пытается быть Гришковцом. Зал весь перекорежен, состоит из узких переулков-тупиков (сценограф Мария Трегубова).
Найти место в этом пространстве без билетера невозможно. Вот и герой не нашел.
Александр Черный