У активистов от экологии нынче праздник — в самом центре Москвы, в окрестностях метро «Маяковская», открылся магазин, торгующий едой и сопутствующими товарами без упаковки. Идея вроде бы проста и грамотна: нет упаковки — нет переплаты, нет мусора, нет вреда экологии. Сплошная польза. Если бы не нюансы. Корреспондент «МК» наведалась в магазин и выяснила — экологическая ответственность неуловимо напоминает дела давно минувших дней.
Магазин разделен на две части: справа — съедобное, слева — косметика. Для желающих совсем уж вернуться к природе — диковинка под названием «клубничная пудра» (правда, вот свекольных румян поблизости не нашлось!). Не обошлось, конечно, без мешочков с менструальными чашами и разноцветных, как детские ползунки, многоразовых прокладок, этого экологично-сознательного издевательства над современными женщинами.
С едой все проще — и одновременно сложнее. Принято считать, что покупать продукты на развес — это отличный способ сэкономить, ведь не нужно переплачивать за фабричную упаковку. Когда рассматриваешь ряды контейнеров в экологическом магазине, начинаешь сомневаться в этой идее...
Например, банальные макароны — 210 рублей за кило. А теперь заглянем в сетевой супермаркет: там пачка весом 400 граммов, произведенная известной российской фирмой, стоит 50 рублей. Покупаем две — ну, 100 рублей. И где же тут обещанная экономия?.. Такая же история с кускусом: в экологически верном магазине килограмм стоит 300 рублей, а в сетевом — 130 рублей за пачку весом полкило. Зато вот красная фасоль фактически сыграла вничью: 210 рублей за кило против 100–120 рублей за пачку в полкило.
Зато неожиданно выгодной оказалась гречка! В обычном сетевом магазине — порядка 80–100 рублей за килограммовую упаковку в супермаркете и всего 45 рублей за кило на развес. Черт знает, в чем причина — то ли ненавязчивая агитация за здоровое питание, то ли очень удачная закупка гречки у магазина...
Здесь же можно купить свежий хлеб с семечками, отрубями и прочими полезными добавками. Всего-то 170 рублей за буханку — но зато без пакетика! Здесь же, в холодильнике — овсяное, ореховое, соевое и прочее альтернативное, как принято выражаться, молоко (и даже соевая сгущенка).
Что ж, ассортимент изучили, теперь — ход конем.
— А пакетики у вас есть? Ну, как все это унести?
На лице продавца тотчас отражается смесь доброй иронии и искреннего недоумения: ну а представьте, что повара в вегетарианском ресторане попросили бы сделать стейк средней прожарки! Однако ответ — на диво вежливый и терпеливый.
— Нет, конечно, пакетов у нас нет. Это несовместимые вещи: концепция жизни без отходов и пакеты — мы не можем их продавать. Вы должны приходить со своей тарой, а если забыли — у нас вот есть баночки, можем туда насыпать!
Баночки (стеклянные, конечно же!) совсем не бесплатные — цена колеблется до 50 до 200 рублей в зависимости от размера. Что ж тут сказать, выгода — налицо: покупаешь горсточку специй за 15–20 рублей — и заодно коробочку для них за сотню.
Может быть, посмотрим правде в глаза? Это не только — и не столько! — экология, сколько дань моде. Теперь так принято. Не может продвинутый современный человек покупать товары в упаковке, это не комильфо. И не в экономии дело.
— Только имейте в виду: через 15 минут мы закрываемся на обеденный перерыв, — предупреждает продавец.
От такого атавизма невольно вздрагиваешь. В 2019 году в центре Москвы в продуктовом магазине — обеденный перерыв?! Где, интересно, в последний раз вы такое видывали? А вот поди ж ты — экология экологией, а обед по расписанию... Впрочем, сам по себе магазин — практически большой атавизм. Зубной порошок. Развесные макароны. Многоразовые детские подгузники. В конце концов, авоськи! Все уже было в нашем мире... этак полвека назад. Только тогда никто не называл это заботой об экологии.
Дарья Тюкова