Несмотря на разговоры о загнивающем Западе и кризисе капитализма, к 1960-м годам стали заметны тенденции к спаду именно в советской экономике. Попыткой ее перезапустить оказалась реформа, осуществлявшаяся под контролем председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина.
А. Н. Косыгин
Необходимость что-то менять в устройстве советского хозяйства была заметна в связи со снижением эффективности жесткого планирования при неминуемо происходящем усложнении экономических связей. Также руководителям государства не нравилось, что рост экономики осуществляется в основном экстенсивно.
Экстенсивный тип роста предполагает увеличение объемов производства за счет использования большего количества земли, сырья, оборудования и рабочей силы.
Рано или поздно такая модель заведет в тупик, начнет буксовать. В свою очередь, интенсивный рост связан с повышением качества ресурсов. Чтобы достичь этого - уже надо думать. Зато гарантирован стабильный результат на годы вперед без риска исчерпания ресурсов.
Прогрессивные ученые Союза, видя, что ситуация медленно клонится к закату, выдвигали свои идеи преобразований.
Известен, например, "технократический" проект академика Виктора Глушкова, заслуживающий отдельного рассмотрения. Но из всех проектов власти отдали предпочтение идеям харьковского профессора Евсея Либермана.
Базирующаяся на идеях Либермана реформа получила название косыгинской, так как Косыгин был тем, кто настоял на ее проведении и отвечал за осуществление. Воплощаться она начала в 1965 году. В ее рамках:
I) Была восстановлена отменявшаяся Хрущевым централизованная отраслевая система управления. На смену территориальным совнархозам вновь пришли всесоюзные и республиканские отраслевые министерства.
II) Введен хозрасчет на предприятиях. Хозрасчет - метод планового ведения хозяйства, подразумевающий возмещение расходов за счет собственных доходов.
III) Повысилась самостоятельность предприятий. Им предоставили право самим определять ассортимент производимой продукции, без участия государства сбывать ее, вводить материальное поощрение отличившихся работников.
IV) Существенно, болен чем в три раза, сократилось количество плановых показателей. Важнейшим признавалось количество реализованной продукции.
V) Увеличены капиталовложения в сельское хозяйство. Задан курс на создание крупных агропромышленных комплексов. Вместе с тем, снят запрет на содержание "приусадебных" хозяйств.
Поначалу реформа дала замечательные результаты.
Проведенная в период ее внедрения восьмая пятилетка (1966-1970) сопровождалась стабильно высоким экономическим ростом, появлением сотен новых предприятий и реконструкцией и расцветом имеющихся, повышением производительности труда. Немало людей вспоминают эту пору как золотое время.
Реформа была не затратной, а приносила положительные результаты. Казалось бы, успехи должны были подтолкнуть лидеров государства к дальнейшему следованию этому пути. Но силы инерции и реакции оказались сильнее.
Особенно всплеску консервативных настроений поспособствовали антисоветские выступления в Чехословакии 1968 года, случившиеся как раз после начала проведения там умеренных реформ.
Кроме идеологических причин отказа, имелись и экономические опасения. Так в случае дальнейшего проведения и углубления реформы видели риск появления безработицы в результате увольнения неэффективных сотрудников для повышения КПД и поощрения способных. А затем повысились цены на нефть на мировом рынке, в то же время открыты новые месторождения, и Союз сел на "нефтяную иглу".
Косыгинская реформа дала кратковременный позитивный результат. Однако она не повлекла появление стимулов к внедрению инноваций в экономике, без чего в условиях научно-технической революции долгосрочный рост невозможен. А, невзирая на ее половинчатость, консервативному руководству страны в ней все равно мерещилась бомба под социализм.
При всех недостатках косыгинская реформа была попыткой дать второе дыхание советской экономике. Попыткой, довольно скоро свернутой. Нежелание реформировать систему стало одной из причин ее последующего краха.
Ринат Камалиев